Заметки репетирующих – «Все отлично. Работаем!» Как репетирует команда Басты перед Нокаутами. Голос-7. Специальный репортаж

alexxlab
alexxlab
02.10.2020

репетировать — Викисловарь

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография

Морфологические и синтаксические свойства[править]

  наст. прош. повелит.
Я репети́рую репети́ровал
репети́ровала
 —
Ты репети́руешь репети́ровал
репети́ровала
репети́руй
Он
Она
Оно
репети́рует репети́ровал
репети́ровала
репети́ровало
 —
Мы репети́руем репети́ровали
Вы репети́руете репети́ровали репети́руйте
Они репети́руют репети́ровали  —
Пр. действ. наст. репети́рующий
Пр. действ. прош. репети́ровавший
Деепр. наст. репети́руя
Деепр. прош. репети́ровав, репети́ровавши
Пр. страд. наст. репети́руемый
Будущее буду/будешь… репети́ровать

ре-пе-ти́-ро-вать

Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 2a.

Корень: -репет-

; интерфикс: -ир-; суффикс: -ова; глагольное окончание: -ть [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: [rʲɪpʲɪˈtʲirəvətʲ] 
    (файл)

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. производить репетицию, разучивая что-либо или готовясь к публичному выступлению ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. проводя дополнительные — обычно индивидуальные — занятия, помогать кому-либо усвоить необходимые знания ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство
  • существительные: репетиция
  • глаголы: репетироваться

Этимология[править]

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов
  • Английскийen: rehearse
  • Украинскийuk: репетирувати
  • Французскийfr: répéter

Библиография[править]

Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Владимир Понькин. Репетируя «Манфреда» П. Чайковского — Музыка в заметках

Вопреки названию рубрики, это не совсем концерт — это репетиция концерта. Читателям предлагается, насколько это возможно, ощутить атмосферу процесса авторского выстраивания сложнейшей концепции симфонии «Манфред» П. Чайковского народным артистом РФ, профессором Московской консерватории, дирижёром Владимиром Понькиным.

Рассказывая о работе с симфоническими оркестрами разных городов и стран, маэстро назвал оркестр Нижегородской филармонии очень отзывчивым на все исполнительские требования дирижёра. Помимо фрагментов оперной музыки П. Чайковского, которые прозвучали в первом отделении концерта при участии солистки театра «Геликон-опера» Марины Карпеченко, оркестр под руководством В. Понькина прекрасно исполнил симфонию «Манфред». Этому предшествовали четыре репетиции, на одной из которых побывала автор этих строк.

Описывать это действо практически невозможно: в него надо погрузиться, пройти и прочувствовать вместе с дирижёром фрагменты партитуры, наблюдая и ощущая ответную реакцию оркестрантов, от которых он деликатно, но настойчиво добивался нужного звучания, останавливаясь на деталях, не всякому заметных, но делающих звучащее целое таким живым, трепещущим, пронизывающим всё твоё существо.

Здесь следует остановиться на самой симфонии «Манфред», произведении, написанном по философской драме Байрона. В письме Ю. Шпажинской П. Чайковский пишет: «Байрон с удивительной силой и глубиной олицетворил всю трагичность борьбы нашего ничтожества с стремлением к познанию роковых вопросов бытия…». Сюжет типично романтический, характерный для бунтарской поэзии Байрона, предложил композитору М. Балакирев, набросав план программной четырёхчастной симфонии, явно навеянный берлиозовским «Гародьдом в Италии». Однако Чайковский, приняв в целом предложенную программу, перенёс акцент с внешней описательности на отражение душевной трагедии героя, последовательно раскрывая тему глубочайшего тотального одиночества — тему, столь близкую композитору в последние годы жизни. Получилось произведение, сочетающее два вида программности: картинно-повествовательный и обобщённый, что сделало партитуру симфонии чрезвычайно сложной с точки зрения целостной формы, а следовательно и очень непростой для дирижёра как интерпретатора замысла. Желание сделать из циклической симфонии одночастную поэму композитор осуществить не успел.

«Манфреда» Владимир Понькин исполнял трижды с разными оркестрами. По собственной оценке исполнение симфонии с оркестром Нижегородской филармонии считает наиболее удачным. Тем интереснее снова вспомнить, как рождалась эта интерпретация. Дирижёру понадобилось четыре дня репетиций, вдумчивая работа над партитурой в уединении по вечерам. Кроме многократно отмеченной критиками и оркестрантами мануальной техники Владимира Понькина, которая действительно впечатляет, хочется отметить, что его прочтение во многом выявляет в мастере театрального дирижёра, привыкшего к открытой программности. Отсюда выразительная, почти вокальная кантилена, глубокая патетика и драматизм кульминаций, ювелирная работа над, казалось бы, незаметными, но такими значимыми деталями: «Моя Фея — в кокошнике! А тут оторвались два украшения…» — речь о небрежно сыгранных форшлагах. По сюжету Фея — альпийская, а интонацинно тема Феи — вполне русская, так уж получилось у Петра Ильича. Отсюда образ: Фея в кокошнике. Казалось бы — парадокс и на лицах оркестрантов улыбка, а цель достигнута. И таких нетривиальных сравнений великое множество, рождаются они спонтанно, что даёт ощущение постоянной импровизации, в конечном итоге, очень действенной и продуктивной. Такая внешняя лёгкость при достижении серьёзнейших задач и есть суть высочайшего профессионализма.

В то же время, поражает огромная самоотдача мастера, стремление выложиться полностью, прожить эти три с половиной часа репетиции по максимуму, не экономя себя — оркестр не может не понять и не принять такой позиции! Даже находясь в зале в качестве приглашённого гостя, невозможно не вовлечься в процесс, невозможно не переживать и не восхищаться, наконец, после последних тактов финала совершенно невозможно не уйти в некую иную реальность, тихо изживая эмоции до конца дня…

Автору приходилось наблюдать, как рождается поэзия: поэт, вынашивая то, что его волнует, облекая в поэтическую мыслеформу свой замысел, оттачивая рифмы, находится в состоянии глубокой погружённости в процесс. Он одновременно находится в двух измерениях: здесь, с тобой, и не здесь — там, в мире своих поэтических образов, которые пока не изложены на бумаге, которые не отлиты в ясные и мощные по воздействию строки.

Автору приходилсь наблюдать твоческие раздумья скульптора, который размышляет и пробует варианты скульптурной композиции, когда его не устраивает просвет между фигурами, когда нужно сделать так, чтобы композиция «звенела»! Это то же состояние: он здесь и не здесь, пока решение не найдётся.

Наконец, судьба предоставила возможность наблюдать труд дирижёра над сложной партитурой, над концепцией композитора, которая, по ощущениям, очень близка самому Владимиру Понькину. Четыре дня общения: мастер-класс, репетиция, беседы, концерт и после концерта…Магистральная линия поведения, главная задача — донести до слушателя своё видение сочинения Чайковского, стремление найти новые детали в партитуре, постоянное внутреннее осмысление — о чём бы ни говорил, что бы ни обсуждалось: человек здесь — и не здесь, пока не состоялся концерт, пока не был с огромным успехом исполнен «Манфред» и не поставлена точка в этой сложнейшей работе.

Такова общность в поведении людей созидающих и, в то же время, величайшая тайна творческого процесса, которая у каждого своя и которая трудно поддаётся словесной формулировке…Да, наверное, этого и не нужно, важны незабываемые минуты общения с человеком творящим и конечный результат его творчества.

_________________________________

Передать состояние дирижёра во время и после репетиции попытался архитектор, член IFI (Международной федерации архитекторов и дизайнеров) Андрей Копий в портретной серии фотографий «Владимир Понькин. Репетируя «Манфреда» П. Чайковского».

Передать атмосферу, царящую в концертном зале, — в серии фотографий «Репетиция оркестра».

Подробнее с творчеством Владимира Понькина можно познакомиться на Официальном сайте дирижёра.

Другие публикации Владимира Понькина и о творчесвте дирижёра, народного артиста РФ Владимира Понькина в издании «Музыка в заметках»:

РЕПЕТИРОВАТЬ — это… Что такое РЕПЕТИРОВАТЬ?

  • РЕПЕТИРОВАТЬ — (фр., от лат. repetere повторять). 1) разучивать, пробовать постановку театральной или музыкальной пьесы, а также балета. 2) повторение уроков с учениками. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • РЕПЕТИРОВАТЬ — РЕПЕТИРОВАТЬ, репетирую, репетируешь, несовер. 1. (совер. срепетировать) что. Производить репетицию чего нибудь, разучивать, подготовляясь к публичному выступлению. Репетировать пьесу. 2. (совер. нет) кого что. Помогать кому нибудь (неуспевающему …   Толковый словарь Ушакова

  • репетировать — repeter 1. В жарг. петиметров повторять. [Минодора :] Что во мне манкирует и что тебе меня любить ампеширует? имей компассию! А я тебе капитально рапитирую,что ты меня смертно фрапируешь. Сумароков Мать совместница дочери. // С.1781 6 103. 2. нем …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • репетировать — репетовать (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • репетировать — кого что. Репетировать учеников. Репетировать роль. Учителя мариупольской гимназии имеют обыкновение брать к себе на квартиру учеников и репетировать их (Серафимович). …Стала репетировать с комсомольцами какую то пьесу (Панова) …   Словарь управления

  • репетировать —    1) Проводить репетицию чего л., готовясь к публичному выступлению; разг. делать что л. в виде пробы, подготовки к чему л.;    2) обучать учащегося на дому, помогая ему в школьных занятиях. – лат. repetire «повторять». Заимств. из фр. répéter… …   Историко-этимологический словарь латинских заимствований

  • Репетировать — несов. перех. и неперех. 1. Производить репетицию [репетиция I 2.], разучивая что либо или готовясь к публичному выступлению. 2. Проводя дополнительные обычно индивидуальные занятия, помогать кому либо усвоить необходимые знания. Толковый словарь …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • репетировать — репет ировать, рую, рует …   Русский орфографический словарь

  • репетировать — (I), репети/рую, руешь, руют …   Орфографический словарь русского языка

  • репетировать — рую, руешь; репетированный; ван, а, о; нсв. [нем. repetieren] 1. (что). Проводить репетицию чего л., готовясь к публичному выступлению. Р. роль. Р. пьесу. // Разг. Делать что л. в виде пробы, подготовки к чему л. Р. парад. Р. свой разговор с… …   Энциклопедический словарь

  • РЕПЕТИРОВАТЬ — это… Что такое РЕПЕТИРОВАТЬ?

  • РЕПЕТИРОВАТЬ — (фр., от лат. repetere повторять). 1) разучивать, пробовать постановку театральной или музыкальной пьесы, а также балета. 2) повторение уроков с учениками. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • репетировать — repeter 1. В жарг. петиметров повторять. [Минодора :] Что во мне манкирует и что тебе меня любить ампеширует? имей компассию! А я тебе капитально рапитирую,что ты меня смертно фрапируешь. Сумароков Мать совместница дочери. // С.1781 6 103. 2. нем …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • РЕПЕТИРОВАТЬ — РЕПЕТИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; несовер. 1. что. Проводить репетицию чего н., разучивать. Р. роль. Р. пьесу. 2. кого (что). Помогать кому н. в прохождении учебного курса, в учении. Р. ученика. | совер. отрепетировать, рую, руешь; анный (к 1 знач …   Толковый словарь Ожегова

  • репетировать — репетовать (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • репетировать — кого что. Репетировать учеников. Репетировать роль. Учителя мариупольской гимназии имеют обыкновение брать к себе на квартиру учеников и репетировать их (Серафимович). …Стала репетировать с комсомольцами какую то пьесу (Панова) …   Словарь управления

  • репетировать —    1) Проводить репетицию чего л., готовясь к публичному выступлению; разг. делать что л. в виде пробы, подготовки к чему л.;    2) обучать учащегося на дому, помогая ему в школьных занятиях. – лат. repetire «повторять». Заимств. из фр. répéter… …   Историко-этимологический словарь латинских заимствований

  • Репетировать — несов. перех. и неперех. 1. Производить репетицию [репетиция I 2.], разучивая что либо или готовясь к публичному выступлению. 2. Проводя дополнительные обычно индивидуальные занятия, помогать кому либо усвоить необходимые знания. Толковый словарь …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • репетировать — репет ировать, рую, рует …   Русский орфографический словарь

  • репетировать — (I), репети/рую, руешь, руют …   Орфографический словарь русского языка

  • репетировать — рую, руешь; репетированный; ван, а, о; нсв. [нем. repetieren] 1. (что). Проводить репетицию чего л., готовясь к публичному выступлению. Р. роль. Р. пьесу. // Разг. Делать что л. в виде пробы, подготовки к чему л. Р. парад. Р. свой разговор с… …   Энциклопедический словарь

  • Разное

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о