Рэп батлы что это – что такое рэп-баттл и почему мы это смотрим? / Posta-Magazine — интернет журнал о качестве жизни

alexxlab
alexxlab
25.02.2020

Содержание

Рэп-баттл — Википедия

Рэп-баттл (варианты: рэп-битва) — состязание двух исполнителей в жанре рэп при помощи специального рифмосложения. В классическом понимании рэп-баттл подразумевает словесный поединок между рэп-исполнителями; в более широком понимании поединок может происходить между разным количеством оппонентов, а участники необязательно должны иметь отношение к рэп-культуре[1].

Согласно теории, выдвинутой профессором Ференцем Сасом, рэп-баттлы берут свое начало от каледонского вида искусства, именуемого «flyting», который имел определённую популярность в XVI веке в питейных заведениях Шотландии. Суть заключалась во взаимном оскорблении двумя поэтами друг друга и реализовывалась в стихотворной форме. После данный вид развлечения был перенят американскими рабовладельцами, которые устраивали подобные баталии среди своих рабов. Спустя несколько веков данное направление видоизменилось и приобрело привычное название «рэп-баттл»[2].

Первые рэп-баттлы начали проводиться в начале 1980-х. Один из самых ранних баттлов состоялся в декабре 1982 года в Нью-Йорке (США) между американскими рэперами Kool Moe Dee и Busy Bee Starski

[3]. В 1980-х рэпер Big Daddy Kane в книге «How to Rap» сказал: «…будучи MC из 80-х, ты мыслишь в формате рэп-баттла… ты сосредотачиваешься на поиске убойной рифмы, когда тебе нужно кого-то забаттлить… уже не думая о рифме для песни»[4].

Также рэп-баттл ассоциируется с олдскулом в хип-хопе[5]. Расцвет баттлов на открытых площадках пришёлся в период 1980—1990-х годов в США. Наиболее известные баттлы были включены в книгу «Book of Rap Lists»: Roxanne Wars (1984—1985), Juice Crew против Boogie Down Productions (1986—1988), Kool Moe Dee против LL Cool J (1987—1991), MC Serch против MC Hammer (1989—1994), Dr. Dre и Snoop Dogg против Luke (1992—1993), Common против Айс Кьюба (1994—1996), MC Pervis и Brand New Habits и LL Cool J против Canibus[6].

В 1990-х в США популярность обрели фристайл-баттлы. Данный вид баттлов состоит из трёх раундов и позволяет выявить наиболее харизматичных и артистичных рэп-исполнителей. Фристайл-баттл происходит из афроамериканского обычая устной игры «дюжины» (англ. Dozens)

[7][8]. Исконный принцип фристайл-баттла заключался в полной импровизации во время выступления, однако в настоящее время в основном текст для баттлов пишется и заучивается заранее[1][9].

С начала 2000-х рэп-баттлы появились на американском телевидении. Состязания проводились в различных телешоу на таких телеканалах как HBO, BET и MTV. Фристайл-баттлам был посвящён фильм «8 миля» с Эминемом[10].

Первый турнир, посвящённый рэп-баттлам, был организован в 2006 году в Лондоне (Великобритания) под названием Jump Off TV’s World Rap Championships, в котором состязались рэп-исполнители из Великобритании и США[10]. В настоящее время наиболее известными турнирами по рэп-баттлам являются King of the Dot (Канада), Don’t Flop (Великобритания), Ultimate Rap League (США), GrindTimeNow (США), FlipTop (Филиппины), Versus Battle (Россия).

Онлайн-баттл — данные баттлы чаще всего проходят в формате лестницы, каждая ступень которых именуется раундом. Участники записывают трек на заданную тему под свободный бит. После чего судейская коллегия выставляет участникам баллы, руководствуясь имеющимися в их распоряжении критериями. Таким образом участники, набравшие наибольшее количество баллов, проходят на ступень выше в следующий раунд, где меняется тема трека — остальные участники выбывают. Ярким примером такого формата служат баттлы, которые проводились на интернет-портале hip-hop.ru[11].

Текстовый онлайн-баттл — имеет схожие правила с простым онлайн-баттлом, однако разница заключается в том, что участники не записывают треки, ограничиваясь лишь текстом. В таком случае внимание уделяется не дикции и техничности чтения, а соблюдению слогов и качеству рифмовки

[источник не указан 796 дней].

Офлайн-баттл — баттлы данного формата отличаются от двух предыдущих местом проведения, так как МС не отправляют свои тексты и треки в Интернет, а выступают с ними вживую перед аудиторией. Данный формат является наиболее сложным для МС, так как помимо дикции необходимо обладать харизмой, чтобы суметь заинтересовать людей, перед которыми ведётся выступление, а также обладать хорошей памятью, чтобы запомнить написанный текст. Сейчас большинство офлайн-баттлов проходит в виде мероприятий, выступления на которых записываются и после выкладываются в Интернет. К этому формату относятся лиги King of the Dot, Don’t Flop, Versus Battle, Slovo, RBL и другие.

Фристайл-баттл — подразумевает под собой выступление МС без заготовленного текста. Таким образом оценивается не только количество рифм и качество ударных линий (панчей), но и умение быстро импровизировать, рифмуя буквально на ходу. В России одними из лучших фристайл-МС считаются Noize MC, RE-pac, Змей, и Abbalbisk

[8].

Комплиментарный баттл — воспевание противника. В комплиментарных баттлах важны не столько сами комплименты, сколько колкость их подачи, наличие сарказма, юмор и некая абсурдность комплиментов.

BPM-баттл — разновидность, присущая только оффлайн-баттлам, особенность которой заключается в том, что участники выступают не акапельно, а под выбранное или случайное музыкальное сопровождение. Название BPM взято от одноименной единицы измерения в музыке.

По ходу развития баттлов вышеперечисленные виды смешивались, образуя форматы фристайл-BPM-баттлов, комплиментарных-BPM-баттлов и т. д.

Тематический баттл — баттл, в котором участники читают свой текст от лица вымышленных персонажей. В большинстве случаев такие баттлы являются постановочными.

Рифмовка[править | править код]

В рэп-баттлах используется множество приёмов из рэпа и поэзии. Помимо простых рифм широко используются двойные (даблрайм)[1], тройные (триплрайм) рифмы, панторифмы и так далее. В отличие от поэзии правила рифмовки в рэп-баттлах более упрощённые[12].

Существует несколько приёмов рифмовки: разбиения (квадратные, обычные, сложные) и дублирование. Разбиение — это приём рифмовки, при котором рифмуются слоги одного более длинного слова со слогами нескольких более коротких. Пример квадратных разбиений: сосна = со сна, доводы = до воды, пистолет = спи сто лет. Обычные разбиения основаны на созвучии отдельных словосочетаний. Пример: с долгами канитель = Парламент на бите. Сложные разбиения основаны на созвучии нескольких словосочетаний в строке

[13]. Пример:

Ты не с улицы, парень, ты просто суицидален,

Оттого, что вы мне двадцать первый целуете палец.

(Oxxxymiron)

Дублирование подразумевает использование омоформ в рифмовке. Пример:

Я вам ударом снёс пол-оскала.
По мне судят рэп, как оперу по Ла Скала.
Твоя мамаша себе точно горло полоскала
После того, как она меня поласкала.

(Oxxxymiron)

[14]

Пример чистой панторифмы, где созвучны все гласные и большинство согласных звуков:

Водопад в головах. Паковал толпу,
Подавал катафалк по домам. Тайфун
Матов атаковал балаган. Дам бунт,
Пока вам продавал караван кайф. Бууу!

(Lawanda)

Примеры панторифмы, завязанной в основном на одну согласную, со вспомогательными гласными, за счёт чего достигается эффект каскадных рифм (слова также рифмуются между собой в одной строчке):

Историями, стройными сворами, пробираются в стороны
Дабы стать скормленными скромно, с кровью в гриме, криво

(Gillia)

Святая свастика, окрась мир в красный свет
Небесный Сталин, подари нам смерть.

(babangida)

Примеры полнострочной панторифмы, где созвучно большинство гласных и меньшее количество согласных звуков:

Не признак шизика наклонности мизантропа и гомофоба,
И в жизни психика надломится из-за тролля и домового.

(Svyat)

В одной строфе встречаются и сложные совмещённые рифмы, например панторифма + каскадная + перекрёстная (слова рифмуются в двух строках по типу AB/BA). Это позволяет привнести в текст больше осмысленности и стройности мысли, что трудно сделать со сплошной панторифмой:

Не знаю, что ты делал прошлым летом,
Но знаю, что загадочные микрофоны и мониторы
Без названий стоят на студии у Влади
Не для нас с вами, а бойня стала промо к рок-альбому Вани.

(Gillia)

Панчи[править | править код]

Панч, панчлайн (выпад, колкость) — фрагмент текста, основанный на двойном (иногда тройном) смысле и/или игре слов, как правило, нацеленный на оскорбление оппонента[15][16]. Следствием панча является восторженная реакция аудитории, которая и определяет успешность панча[17]. Панчи бывают личными и общими. Личные панчи основываются на высмеивании фактов из биографии или личной жизни оппонента[18]. Общие панчи строятся на высмеивании оппонента вне контекста его личной жизни, например, на высмеивании его внешнего вида или псевдонима

[8].

Гострайтинг[править | править код]

Написание текста исполнителю другим автором. Также подразумевается и последующая передача прав на текст. На баттлах гострайтинг осуждается, но не запрещается[17].

Читка[править | править код]

Флоу[править | править код]

Техника читки, активно практикуемая в рэпе и в культуре хип-хопа в целом. Флоу базируется на сочетании скорости читки и интонации. В рэп-баттлах флоу используется для демонстрации артикуляционной техники[19]. Фастфлоу — стиль подачи, построенный на перебежках и ускорениях[20].

Фристайл[править | править код]

Техника, основанная на полной импровизации и исключении заранее написанного и выученного текста. С фристайла зародились рэп-баттлы изначально, однако в последнее время от этой техники на современных турнирах отказываются. Наиболее известным российским фристайлером считается Noize MC

[21]. Также фристайл активно практикуют Walkie и Abbalbisk.

Даблтайм[править | править код]

Читка вдвое быстрее ритма музыки. Используется в баттлах под музыкальный бит[22].

Грайм[править | править код]

Грайм — музыкальный жанр, исходящий от гэриджа. Сочетает в себе электронную музыку и минималистичный брейкбит под малые барабаны и глухие басы. Существует в связке с читкой под бит 140 ударов в минуту в стиле R&B с набором пауз и сменой ритма и интонации во время исполнения[23]. На слух грайм напоминает художественное чтение стихов, но в более высоком темпе и агрессивной интонации[24]. В России популяризатором грайма считается Oxxxymiron[25].

«Бра!» (англ. Braap) — характерное восклицание, которое произносят участники баттла или зрители в зале во время исполнения читки под грайм[26].

Дэливери[править | править код]

Вставка вокального напева при читке. В баттлах под музыкальный бит иногда используется для эпатажа или разнообразия. Среди российских баттл-рэперов дэливери практикуют Drago, Маша Hima[22], Knownaim, Marul, Alphavite.

Флип[править | править код]

Ответ после раунда оппонента. Пока оппонент зачитывает свой текст, исполнитель подмечает из его текста какие-то факты и обдумывает на них ответные строки. Флип чаще всего используется в начале раунда, но также практикуется привязка флипа к любому месту в тексте прямо во время баттла. Флип считается удачным, если удалось подловить оппонента на лжи или исполнить панчи по фактам из его текста. В России самыми известными рэперами, удачно использующими флип, считаются Oxxxymiron, Витя СД, Rickey F, Гнойный[27].

Рэп-баттл иногда используется при записи музыкальных альбомов и клипов. Часто практикуется на концертах рэп-исполнителей при коллаборации, обычно демонстрируется в виде показательного выступления

[4].

  1. 1 2 3 Как победить в рэп-баттле? // meduza.io
  2. Johnson, By Simon. Rap music originated in medieval Scottish pubs, claims American professor (англ.), Telegraph.co.uk. Дата обращения 6 августа 2017.
  3. ↑ «Blow Average».
  4. 1 2 Edwards, Paul, 2009, p. 27
  5. ↑ Edwards, Paul, 2009, p. 26.
  6. ↑ Ego trip, 1999, Ego trip’s Book of Rap Lists, St. Martin’s Press, p. 236—237.
  7. ↑ Как появились рэп-батлы на rap-battles.ru
  8. 1 2 3 Фристайловый рэп баттл
  9. ↑ «Scribble Jam in Flux». Архивировано 22 мая 2011 года.
  10. 1 2 «The Tournament That Changed the Rap Battle Game». The Village Voice.
  11. ↑ Правила 16 независимого баттла Hip-Hop.ru (неопр.). ib16.hip-hop.ru. Дата обращения 6 августа 2017.
  12. ↑ Схемы рифмовки в рэпе
  13. ↑ Сложные рифмы в рэпе
  14. ↑ Словарик рифмы v.2.0
  15. ↑ От «Антихайпа» до YungRussia: Словарь нового русского рэпа
  16. ↑ Ватокат, падик, микро, косой, панч и другие важные термины
  17. 1 2 Алфавит унижений: рэп-батлы от А до Я
  18. ↑ Панчи в рэп баттле
  19. ↑ Что такое рэп баттл?
  20. ↑ РЭП СЛОВАРЬ
  21. ↑ Рэп Фристайл
  22. 1 2 Словарь терминов от MyRapGame (неопр.) (недоступная ссылка). MyRapGame. Дата обращения 30 июня 2017. Архивировано 2 июля 2017 года.
  23. ↑ Грайм: даже Jay-Z сегодня слушает это
  24. ↑ Deeper Than Rap: Grime is Not a Subgenre of Hip-Hop | Pigeons & Planes
  25. ↑ OXXXYMIRON: «ДУМАЮ, КЕНДРИКА ЛАМАРА БУДУТ ИЗУЧАТЬ В ШКОЛАХ»
  26. ↑ Грайм: всё, что нужно знать о жанре
  27. ↑ Могут ли девушки участвовать в рэп-баттле? Ликбез от судьи Versus

Рэп-баттл — Википедия. Что такое Рэп-баттл

Рэп-баттл (варианты: рэп-битва) — состязание двух исполнителей в жанре рэп при помощи специального рифмосложения. В классическом понимании рэп-баттл подразумевает словесный поединок между рэп-исполнителями; в более широком понимании поединок может происходить между разным количеством оппонентов, а участники необязательно должны иметь отношение к рэп-культуре[1].

История

Согласно теории, выдвинутой профессором Ференцем Сасом, рэп-баттлы берут свое начало от каледонского вида искусства, именуемого «flyting», который имел определенную популярность в XVI веке в питейных заведениях Шотландии. Суть заключалась во взаимном оскорблении двумя поэтами друг друга и реализовывалась в стихотворной форме. После данный вид развлечения был перенят американскими рабовладельцами, которые устраивали подобные баталии среди своих рабов. Спустя несколько веков данное направление видоизменилось и приобрело привычное название «рэп-баттл»[2].

Первые рэп-баттлы начали проводиться в начале 1980-х. Один из самых ранних баттлов состоялся в декабре 1982 года в Нью-Йорке (США) между американскими рэперами Kool Moe Dee и Busy Bee Starski[3]. В 1980-х рэпер Big Daddy Kane в книге «How to Rap» сказал: «…будучи MC из 80-х, ты мыслишь в формате рэп-баттла… ты сосредотачиваешься на поиске убойной рифмы, когда тебе нужно кого-то забаттлить… уже не думая о рифме для песни»[4].

Также рэп-баттл ассоциируется с олдскулом в хип-хопе[5]. Расцвет баттлов на открытых площадках пришёлся в период 1980—1990-х годов в США. Наиболее известные баттлы были включены в книгу «Book of Rap Lists»: Roxanne Wars (1984—1985), Juice Crew против Boogie Down Productions (1986—1988), Kool Moe Dee против LL Cool J (1987—1991), MC Serch против MC Hammer (1989—1994), Dr. Dre и Snoop Dogg против Luke (1992—1993), Common против Айс Кьюба (1994—1996), MC Pervis и Brand New Habits и LL Cool J против Canibus[6].

В 1990-х в США популярность обрели фристайл-баттлы. Данный вид баттлов состоит из трёх раундов и позволяет выявить наиболее харизматичных и артистичных рэп-исполнителей. Фристайл-баттл происходит из афроамериканского обычая устной игры «дюжины» (англ. Dozens)[7][8]. Исконный принцип фристайл-баттла заключался в полной импровизации во время выступления, однако в настоящее время в основном текст для баттлов пишется и заучивается заранее[1][9].

С начала 2000-х рэп-баттлы появились на американском телевидении. Состязания проводились в различных телешоу на таких телеканалах как HBO, BET и MTV. Фристайл-баттлам был посвящён фильм «8 миля» с Эминемом[10].

Первый турнир, посвящённый рэп-баттлам, был организован в 2006 году в Лондоне (Великобритания) под названием Jump Off TV’s World Rap Championships, в котором состязались рэп-исполнители из Великобритании и США[10]. В настоящее время наиболее известными турнирами по рэп-баттлам являются King of the Dot (Канада), Don’t Flop (Великобритания), Ultimate Rap League (США), GrindTimeNow (США), FlipTop (Филиппины), Versus Battle (Россия).

Формат проведения рэп-баттлов

Онлайн-баттл — данные баттлы чаще всего проходят в формате лестницы, каждая ступень которых именуется раундом. Участники записывают трек на заданную тему под свободный бит. После чего судейская коллегия выставляет участникам баллы, руководствуясь имеющимися в их распоряжении критериями. Таким образом участники, набравшие наибольшее количество баллов, проходят на ступень выше в следующий раунд, где меняется тема трека — остальные участники выбывают. Ярким примером такого формата служат баттлы, которые проводились на интернет-портале hip-hop.ru[11].

Текстовый онлайн-баттл — имеет схожие правила с простым онлайн-баттлом, однако разница заключается в том, что участники не записывают треки, ограничиваясь лишь текстом. В таком случае внимание уделяется не дикции и техничности чтения, а соблюдению слогов и качеству рифмовки[источник не указан 358 дней].

Офлайн-баттл — баттлы данного формата отличаются от двух предыдущих местом проведения, так как МС не отправляют свои тексты и треки в Интернет, а выступают с ними вживую перед аудиторией. Данный формат является наиболее сложным для МС, так как помимо дикции необходимо обладать харизмой, чтобы суметь заинтересовать людей, перед которыми ведётся выступление, а также обладать хорошей памятью, чтобы запомнить написанный текст. Сейчас большинство офлайн-баттлов проходит в виде мероприятий, выступления на которых записываются и после выкладываются в Интернет. К этому формату относятся лиги King of the Dot, Don’t Flop, Versus Battle, Slovo, RBL и другие.

Виды рэп-баттлов

Фристайл-баттл — подразумевает под собой выступление МС без заготовленного текста. Таким образом оценивается не только количество рифм и качество ударных линий (панчей), но и умение быстро импровизировать, рифмуя буквально на ходу. В России одними из лучших фристайл-МС считаются Noize MC, RE-pac, Змей, Walkie и Abbalbisk [8].

Комплиментарный баттл — воспевание противника. В комплиментарных баттлах важны не столько сами комплименты, сколько колкость их подачи, наличие сарказма, юмор и некая абсурдность комплиментов.

BPM-баттл — разновидность, присущая только оффлайн-баттлам, особенность которой заключается в том, что участники выступают не акапельно, а под выбранное или случайное музыкальное сопровождение. Название BPM взято от одноименной единицы измерения в музыке.

По ходу развития баттлов вышеперечисленные виды смешивались, образуя форматы фристайл-BPM-баттлов, комплиментарных-BPM-баттлов и т. д.

Техника

Рифмовка

В рэп-баттлах используется множество приёмов из рэпа и поэзии. Помимо простых рифм широко используются двойные (даблрайм)[1], тройные (триплрайм) рифмы, панторифмы и так далее. В отличие от поэзии правила рифмовки в рэп-баттлах более упрощённые[12].

Существует несколько приёмов рифмовки: разбиения (квадратные, обычные, сложные) и дублирование. Разбиение — это приём рифмовки, при котором рифмуются слоги одного более длинного слова со слогами нескольких более коротких. Пример квадратных разбиений: сосна = со сна, доводы = до воды, пистолет = спи сто лет. Обычные разбиения основаны на созвучии отдельных словосочетаний. Пример: с долгами канитель = Парламент на бите. Сложные разбиения основаны на созвучии нескольких словосочетаний в строке[13]. Пример:

Ты не с улицы, парень, ты просто суицидален,

Оттого, что вы мне двадцать первый целуете палец.

(Oxxxymiron)

Дублирование подразумевает использование омоформ в рифмовке. Пример:

Я вам ударом снёс пол-оскала.
По мне судят рэп, как оперу по Ла Скала.
Твоя мамаша себе точно горло полоскала
После того, как она меня поласкала.

(Oxxxymiron)

[14]

Пример чистой панторифмы, где созвучны все гласные и большинство согласных звуков:

Водопад в головах. Паковал толпу,
Подавал катафалк по домам. Тайфун
Матов атаковал балаган. Дам бунт,
Пока вам продавал караван кайф. Бууу!

(Lawanda)

Примеры панторифмы, завязанной в основном на одну согласную, со вспомогательными гласными, за счёт чего достигается эффект каскадных рифм (слова также рифмуются между собой в одной строчке):

Историями, стройными сворами, пробираются в стороны
Дабы стать скормленными скромно, с кровью в гриме, криво

(Gillia)

Святая свастика, окрась мир в красный свет
Небесный Сталин, подари нам смерть.

(babangida)

Примеры полнострочной панторифмы, где созвучно большинство гласных и меньшее количество согласных звуков:

Не признак шизика наклонности мизантропа и гомофоба,
И в жизни психика надломится из-за тролля и домового.

(Svyat)

В одной строфе встречаются и сложные совмещённые рифмы, например панторифма + каскадная + перекрёстная (слова рифмуются в двух строках по типу AB/BA). Это позволяет привнести в текст больше осмысленности и стройности мысли, что трудно сделать со сплошной панторифмой:

Не знаю, что ты делал прошлым летом,
Но знаю, что загадочные микрофоны и мониторы
Без названий стоят на студии у Влади
Не для нас с вами, а бойня стала промо к рок-альбому Вани.

(Gillia)

Панчи

Панч, панчлайн (выпад, колкость) — интонационное ударение на ключевую строку текста, как правило, нацеленную на оскорбление оппонента[15][16]. Панч обычно располагается в последней строке четверостишия и его следствием является восторженная реакция аудитории, которая и определяет успешность панча[17]. Панчи бывают личными и общими. Личные панчи основываются на высмеивании фактов из биографии или личной жизни оппонента[18]. Общие панчи строятся на высмеивании оппонента вне контекста его личной жизни, например, на высмеивании его внешнего вида или псевдонима[8].

Гострайтинг

Написание текста исполнителю другим автором. Также подразумевается и последующая передача прав на текст. На баттлах гострайтинг осуждается, но не запрещается[17].

Читка

Флоу

Техника читки, активно практикуемая в рэпе и в культуре хип-хопа в целом. Флоу базируется на сочетании скорости читки и интонации. В рэп-баттлах флоу используется для демонстрации артикуляционной техники[19]. Фастфлоу — стиль подачи, построенный на перебежках и ускорениях[20].

Фристайл

Техника, основанная на полной импровизации и исключении заранее написанного и выученного текста. С фристайла зародились рэп-баттлы изначально, однако в последнее время от этой техники на современных турнирах отказываются. Наиболее известным российским фристайлером считается Noize MC[21]. Также фристайл активно практикуют Walkie и Abbalbisk.

Даблтайм

Читка вдвое быстрее ритма музыки. Используется в баттлах под музыкальный бит[22].

Грайм

Грайм — музыкальный жанр, исходящий от гэриджа. Сочетает в себе электронную музыку и минималистичный брейкбит под малые барабаны и глухие басы. Существует в связке с читкой под бит 140 ударов в минуту в стиле R&B с набором пауз и сменой ритма и интонации во время исполнения[23]. На слух грайм напоминает художественное чтение стихов, но в более высоком темпе и агрессивной интонации[24]. В России популяризатором грайма считается Oxxxymiron[25].

«Брэп!» (англ. Braap) — характерное восклицание, которое произносят участники баттла или зрители в зале во время исполнения читки под грайм[26].

Дэливери

Вставка вокального напева при читке. В баттлах под музыкальный бит иногда используется для эпатажа или разнообразия. Среди российских баттл-рэперов дэливери практикуют Drago, Маша Hima[22], Knownaim, Marul.

Флип

Ответ после раунда оппонента. Пока оппонент зачитывает свой текст, исполнитель подмечает из его текста какие-то факты и обдумывает на них ответные строки. Флип чаще всего используется в начале раунда, но также практикуется привязка флипа к любому месту в тексте прямо во время баттла. Флип считается удачным, если удалось подловить оппонента на лжи или исполнить панчи по фактам из его текста. В России самыми известными рэперами, удачно использующими флип, считаются Oxxxymiron, Витя СД, Rickey F, Гнойный[27].

Рэп-баттлы в музыкальной культуре

Рэп-баттл иногда используется при записи музыкальных альбомов и клипов. Часто практикуется на концертах рэп-исполнителей при коллаборации, обычно демонстрируется в виде показательного выступления[4].

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 Как победить в рэп-баттле? // meduza.io
  2. Johnson, By Simon. Rap music originated in medieval Scottish pubs, claims American professor (англ.), Telegraph.co.uk. Проверено 6 августа 2017.
  3. ↑ «Blow Average».
  4. 1 2 Edwards, Paul, 2009, p. 27
  5. ↑ Edwards, Paul, 2009, p. 26.
  6. ↑ Ego trip, 1999, Ego trip’s Book of Rap Lists, St. Martin’s Press, p. 236—237.
  7. ↑ Как появились рэп-батлы на rap-battles.ru
  8. 1 2 3 Фристайловый рэп баттл
  9. ↑ «Scribble Jam in Flux». Архивировано 22 мая 2011 года.
  10. 1 2 «The Tournament That Changed the Rap Battle Game». The Village Voice.
  11. ↑ Правила 16 независимого баттла Hip-Hop.ru. ib16.hip-hop.ru. Проверено 6 августа 2017.
  12. ↑ Схемы рифмовки в рэпе
  13. ↑ Сложные рифмы в рэпе
  14. ↑ Словарик рифмы v.2.0
  15. ↑ От «Антихайпа» до YungRussia: Словарь нового русского рэпа
  16. ↑ Ватокат, падик, микро, косой, панч и другие важные термины
  17. 1 2 Алфавит унижений: рэп-батлы от А до Я
  18. ↑ Панчи в рэп баттле
  19. ↑ Что такое рэп баттл?
  20. ↑ РЭП СЛОВАРЬ
  21. ↑ Рэп Фристайл
  22. 1 2 Словарь терминов от MyRapGame. MyRapGame. Проверено 30 июня 2017.
  23. ↑ Грайм: даже Jay-Z сегодня слушает это
  24. ↑ Deeper Than Rap: Grime is Not a Subgenre of Hip-Hop | Pigeons & Planes
  25. ↑ OXXXYMIRON: «ДУМАЮ, КЕНДРИКА ЛАМАРА БУДУТ ИЗУЧАТЬ В ШКОЛАХ»
  26. ↑ Грайм: всё, что нужно знать о жанре
  27. ↑ Могут ли девушки участвовать в рэп-баттле? Ликбез от судьи Versus

Рэп-баттл как вид современного исскуства — wiki

Автор: Алсу Максутова

Статья посвящена анализу нового жанра в музыке — рэп-баттл. Более подробно результаты исследования приведены в статье «Рэп-баттлы – это современная поэзия или проявление бескультурья?»

Рэп-баттлы набирают огромную популярность. Так, например, самый популярный рэп-баттл в России, баттл Оксимирона и Гнойного, набравший более 26 млн просмотров, стал самым обсуждаемым событием этой осени.

Не все знают, что такое баттл. Итак, рэп-баттл — состязание двух исполнителей в жанре рэп при помощи специального рифмосложения. Суть баттла заключается в следующем: два рэпера становятся напротив друг друга и начинают по очереди оскорблять своего оппонента. Они делают это в стихах. Этот поэтический турнир, как правило, состоит из трех раундов.

Как же оценивается данное явление в обществе? Существуют различные мнения. Одни считают, что рэп — это современная поэзия, голос поколения, часть молодежной культуры, способ выражения общественной, политической и социальной позиции. Так, например, большинство федеральных каналов, на которых поднималась тема рэп-баттла, положительно оценивают данное явление.

Я же считаю, что рэп-баттлы – это современная, уличная поэзия, отражающая голос поколения. Я не могу согласиться с Геннадием Онищенко, что эта культура отражает духовную убогость нашего общества. В обществе сложился стереотип, что

рэп-баттлы (и рэп в целом) – творчество наркоманов, читающих бессмысленный текст поверх музыки, устраивающие словесные поединки, в которых оскорбляют друг друга, родителей, пропагандируют наркотики, нецензурную лексику, разврат, деградацию и т.д.

Да, ругань, наркотики и личные оскорбления присутствуют в данном жанре, но это, в первую очередь, характерно для американской рэп-культуры. Наши же пытаются спорить о чем-то важном. Это свойственно русской культуре.

  "Нас хлебом не корми, дай поговорить о смысле жизни". 

В русских рэп-баттлах поднимаются актуальные общественные и политические проблемы, проблемы культуры и образования. Баттл Oxxxymiron vs Гнойный – это спор о первичности культуры. Что важнее — успех, благополучие, деньги или само созидание, творчество, личность? И вот на уличном языке они обсуждают фундаментальные философские проблемы.

Приведенные выше аргументы позволяют назвать рэп-баттлы и рэп-культуру частью национальной культуры и отнести их к жанру современной поэзии. Россия — страна с очень высокой традицией русской поэзии, русской поэтической культуры, лирики, и поэтому, когда у нас цитируют классиков на баттлах, уже, по-моему, сама постановка вопроса абсурдна — культура это или бескультурье, поэзия или пропаганда нецензурной лексики. Это новый жанр, который за короткий срок собрал миллионную аудиторию.

Обсуждение:Рэп-баттлы в России — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Резонансные баттлы — почему не по хронологии? —Tpyvvikky (обс.) 01:57, 31 октября 2017 (UTC)

  • Расположил по освещаемости в СМИ. Но и расположение в хронологическом порядке не будет считаться плохим тоном. —Александр Константинов (обс.) 10:10, 31 октября 2017 (UTC)
интересно, как это — «по освещаемости в СМИ»… —Tpyvvikky (обс.) 14:00, 12 февраля 2018 (UTC)
  • cetre.ru- на АИ немного похоже
  • top-rap.com Russian Battle League — не АИ
  • [1] — лишь небольшое упоминание по РБЛ, значимости разделу не дает
  • укровести так же под сомнением.

И не надо рефнэймить одной ссылкой по такой нетривиальщине как «Такие то рэперы стали популярны после выступлений там то». —Deltahead (обс.) 01:20, 14 мая 2018 (UTC)

  • И тут же хотелось бы увидеть ссылку на правила, которые были нарушены — конечно же, с цитатами из пунктов. История про авторитетность источников в Википедии традиционно субъективна, поэтому я об этом прошу, а не с целью затеять спор — прошу понять правильно. По текущим Вашим аргументам мне убедительным показался третий про РБК, остальные — обтекаемо и спорно — хотелось бы более серьёзную аргументацию по всем удалённым источникам, чем просто «немного похоже», «под сомнением», субъективное «априорно» и в таком духе. Краткость — не всегда сестра таланта. С уважением. —Александр Константинов (обс.) 07:18, 14 мая 2018 (UTC)
  • cetre.ru — сайт в первую очередь о «Отношения. Стиль жизни», авторитетность по тематике — под вопросом. Мне лень искать правило, но сам автор публикации (некая Александра Скворцова) не является экспертом, или кем либо еще, в тематике, потому источник сомнителен.
  • укровести — ВП:МЕДИА: Приветствуются публикации из основных новостных организаций, особенно высококачественных — явно не основная и не высококачественная новостная организация
  • top-rap.com — ВП:САМИЗДАТ, рандомный сайт: Поскольку каждый может создать веб-сайт или опубликовать книгу за свой счёт и на этом основании претендовать на статус эксперта в какой-либо области, самостоятельно изданные источники по большей части неприемлемы. Вам самому не смешно такой источник добавлять?
Deltahead (обс.) 08:50, 14 мая 2018 (UTC)
  • 1. Cetre — это журнал, а то, что Вы указали, это рубрики журнала. Если Вам не лень было ставить под сомнение источники, уверен, у Вас хватит трудолюбия поискать правила. Когда мы говорим о СМИ, то значимость фактов определяется авторитетностью издания, а не журналиста, потому что авторитетность журналистов и редакторов труднопроверяема. Мы же не ставим под сомнение материалы, скажем, ТАСС, не зная, кто написал там статью или не зная, насколько он (написавший статью) авторитетен.
  • 2. «Вести» — одно из ведущих изданий на Украине. Я уж не говорю про «Для добавления спорного биографического материала о живущих людях нужно использовать лишь материал высококачественных новостных организаций», где под сомнение был поставлен не биографический материал.
  • 3. По top-rap нет претензий. Но хотелось бы пояснений по остальным источникам и проставленным шаблонам. —Александр Константинов (обс.) 13:33, 19 мая 2018 (UTC)
    • По вестям — хорошо. Насчет журнальной писанины — не знаю, все еще сомнения в авторитетности. Пусть шаблон повисит, дождемся еще мнений. Насчет остальных источников и шаблонов — я не провидец, спрашивайте конкретнее. Deltahead (обс.) 14:02, 19 мая 2018 (UTC)
  • Что же это Вы, уважаемый, не помните, где что ставите? Шаблон под разделом «Рэп-баттлы в СНГ», например. Ознакомьтесь в истории со своими же правками, будьте добры. Мнения других участников мы можем ждать годами — на СО статей не первой важности активность традиционно очень низкая, поэтому давайте, по возможности, разбираться вдвоём. —Александр Константинов (обс.) 14:53, 19 мая 2018 (UTC)
    • Сравните название статьи с содержимым раздела. Рэп-баттлы в СНГ надо бы в отдельную статью. По остальному — не к каждому же источнику мне тут комментарий писать. Приведите их список — я вам постараюсь обстоятельно ответить. Deltahead (обс.) 14:59, 19 мая 2018 (UTC)
  • Извольте. dlyanxs.com, myrapgame.ru, rap-battles.ru, spb.kp.ru, buro247.ru, selfiemag.ru, 360tv.ru. —Александр Константинов (обс.) 15:24, 19 мая 2018 (UTC)
    • Первые три рандомный самиздат (особенно рэпгейм и рэпбатлс, спбкп — все же покатит (все таки не фонтанка), буро247 — просто какой-то очередной сайтик про моду, 360 — сомнения. Я вообще несколько поражен, что у вас возникают вопросы по myrapgame.ru rap-battles.ru. Deltahead (обс.) 15:31, 19 мая 2018 (UTC)
  • ВП:САМИЗДАТ: «самостоятельно изданные источники по большей части неприемлемы. К таким источникам относятся самостоятельно изданные книги, информационные листки, личные веб-сайты, открытые вики, блоги, сообщения на форумах и тому подобное». К каким источникам относятся вышеперечисленные? —Александр Константинов (обс.) 15:44, 19 мая 2018 (UTC)
    • Считайте блоги/веб-сайты. Deltahead (обс.) 15:46, 19 мая 2018 (UTC)
  • По каким признакам Вы определили, что это блоги? (Насчёт веб-сайтов не понял). —Александр Константинов (обс.) 15:50, 19 мая 2018 (UTC)
    • По рэпгейм: Мы творим и создаем события! Потому что MyRapGame — это, прежде всего, креативное сообщество рэп исполнителей, звукорежиссеров, битмейкеров, организаторов мероприятий, дизайнеров и других энтузиастов хип-хопа.
      По рэпбатлс: Rap-battles — Мы создаем википедию русского и зарубежного батл-рэпа. Биография МС, диссы, рейтинги, клипы, истории о драках и фитах – охватим все темы. Здесь все твои друзья. Deltahead (обс.) 16:01, 19 мая 2018 (UTC)
  • Ищите АВТОРИТЕТНЫЕ источники. А не всякие топбатлы и рэпинфо, на которых половина статьи основывается. Комментарии по источникам я уже вам давал. Те, что удаляю, аналогичны. Deltahead (обс.) 12:52, 31 мая 2018 (UTC)
  • См. историю правок. У нас не разговор в формате «вопрос-ответ», мы ведём дискуссию. Вы привели свои аргументы, я привёл свои, задал Вам вопрос, затем Вы исчезли. Необходимо пояснять каждую правку по требованию и не увиливать. Приведите по остальным источникам правила с цитатами из них. Источники, по которым у нас возник консенсус (такие как rapgame и РБК) Вы можете удалить самостоятельно. —Александр Константинов (обс.) 13:05, 31 мая 2018 (UTC)
  • mir24.tv, 360tv.ru, tricolortvmag.ru, spb.kp.ru — мелкие новостные источники (См. ВП:МЕДИА)
    по рэпинфо и рэпбатлс уже давал комментарий. Deltahead (обс.) 13:09, 31 мая 2018 (UTC)
  • Кто это решает, какой размер у источников (3 из которых — вообще общенациональные, один — журнал «Триколора»)? По каким критериям Вы это определили. Правила с цитатами, пожалуйста. По rap-battles был задан вопрос, по каким критериям Вы его обозвали блогом? —Александр Константинов (обс.) 13:19, 31 мая 2018 (UTC)
    • Поражаюсь вам. Вроде опытный участник, а банально источники оценить не можете, да так что требуете вам на пальцах объяснять. rap-battles — чей-то личный сайт, хорошо. Такая формулировка устраивает? Абсолютно не понятно, кто там пишет, чем руководствуется (а еще у них фееричная официальная страница в соц.сети). Почитайте, там «весело». По остальным — вы хотя бы уровень сравните действительно общенациональных ТАСС и РИА и этих. Впрочем, у меня было больше всего вопросов по сайтам вроде рэпбатлов.ру. И вообще, советую заглянуть по адресу: Проект:Музыка/Источники. Deltahead (обс.) 13:34, 31 мая 2018 (UTC)
  • Куда мне до тех, кто одну из ведущих украинских газет называет неавторитетным источником. Но не суть важно. Rap-battles указан как портал. Где Вы увидели «личный сайт»? Это Ваши догадки? При чём тут соцсети, мы о сайтах говорим. Объясните обстоятельно по остальным источникам. Не надо приводить в пример ТАСС, словно Википедия может ссылаться только на один-два «православных» источника, упомянутых в правиле, а остальные под прицелом. Внимательно перечитайте ВП:МЕДИА. Проект:Музыка/Источники — имеет косвенное отношение к баттл-рэпу. —Александр Константинов (обс.) 14:16, 31 мая 2018 (UTC)
  • Портал? И что? Обыкновенный сайт безымянного владельца. ВП:САМИЗДАТ. Мне уже порядком надоело разъяснять вам очевидные вещи. Может вообще пора на ВП:ВУ подать, для привлечения внимания. Deltahead (обс.) 14:18, 31 мая 2018 (UTC)

Рэп-баттл: история, развитие, лучшие баттлы

 

Рэп-баттл – словесное сражение двух или более MC.

В сердцевине баттла лежит противостояние, конфликт: соперники с помощью панчлайнов – строчек, которые созданы для того, чтобы как можно сильнее унизить противника – пытаются зацепить за живое соперника, вывести из себя или просто втоптать в пол.

Некоторые использует прямые и плоские шутки про внешность оппонента, его болезни или близких; некоторые же использует сложные и замысловатые словесные конструкции.

Наиболее сильными баттлами считаются те, в которых явно прослеживается конфликт интересов или же когда у оппонентов есть обоснованные реальные претензии друг к другу.


Существует 4 вида рэп-баттлов:

  1. Фристайл-баттл – выступление MC без подготовленного заранее текста. Исполнитель в данном виде баттла использует своё воображение и навыки в быстрой импровизации, чтобы создать текст на ходу.
  2. Комплиментарный-баттл – ода противнику. В таких баттлах главную роль играют не комплименты, а их колкая подача, сарказм, юмор и даже абсурдность комплиментов.
  3. BMP-баттл – один из видов оффлайн-баттлов, в которых участники читают свой текст под выбранный или случайный бит.
  4. Тематический-баттл – вид баттла, в котором оппоненты выступают от лица вымышленных персонажей.

Словесные противостояния могут проводиться в разных форматах. Среди основных выделяют:

  • Онлайн-баттл – поединки, которые проходят в формате турнира, где каждая ступень называется раундом. Оппоненты записывают трек на заданную судьями тематику. После этого судьи выставляют баллы. Участник с большими баллами проходит дальше в следующий раунд, где задается новая тема;
  • Оффлайн-баттл  – выступления в данном виде баттлов проводятся вживую при публике. Участники заранее готовят свои тексты и зачитывают перед аудиторией. Оффлайн поединки чаще всего записываются на специальных мероприятиях, где они записываются и затем выкладываются в Интернет.

 


Истоки рэп-баттлов прослеживаются до боксера Мухаммеда Али в 1960-х с его ритмичным трэш-током, который он произносил до и после боев. К слову, его альбом “I Am the Greatest” является прототипом первого рэп-альбома.

Принято считать, что рэп-баттлы появились на Восточном побережье США в конце 1980-х. Один из самых ранних баттлов произошёл в декабре 1982 в Нью-Йорке между Kool Moe Dee и Busy Bee Starski.

В 1980 был основан фестиваль New Music Seminar на котором батлили многие известные рэперы, включая Busy Bee, Melle Mel, MF Grimm, Koll G Rap. Наибольший расцвет рэп-баттл получил в 1980-1990-хх, когда несколько баттлов вошли в историю. Про них мы расскажем ниже.

В период с конца 90-х и до конца 2000-х особую популярность набрали фристайл-баттлы. Крупнейшими площадками этого вида баттлов стали 2 фестиваля – Scribble Jam и Rocksteady.

В начале 2000-х фристайл перекочевал на телевидение и появился в телешоу на американских каналах. Также в этот период появляется Freestyle Friday – новаторское состязание фристайлеров. Баттл состоял из 2 раундов по 30 секунд (изначально из одного раунда). Участникам запрещалось использовать ненормативную лексику и сексуальный подтекст. В конце состязания определялся победитель большинством голосов, который проходил дальше в турнирной таблице. Рэпер мог пройти 7 раундов и попасть в Зал Славы.

К слову, наиболее ярко и точно эру фристайла в баттл-рэпе описывает фильм “8 миля” с легендарным рэпером Eminem в главной роли.

 

Fight Klub – одна из самых ранних баттл-лиг, которую показывали на телевидении. Её показывали на канале MTV2 в 2006 году. Многие участники лиги (Arsonal, Jin и Hollow da don) стали легендами в баттл рэпе.

Также в 2006 в Лондоне состоялся первый в мире мировой турнир с участием английских и американских рэперов.

Постепенно баттлы стали популярным направлением рэпа и распространились на весь мир.

На Кубе, например, большую популярность имеет фристайлинг, который имеет политический подтекст и описание социального различия и проблем кубинцев.

Филиппины славятся своей баттл-лигой FlipTop. Лига имеет наибольшее количество просмотров в YouTube в данном сегменте, а по количеству лайков канал второй после российского VersusBattle.

В настоящее время наиболее известными и влиятельными турнирами по рэп-баттлу являются King of the Dot (Канада), Don’t Flop (Великобритания), Ultimate Rap League (США), GrindTimeNow (США), FlipTop (Филиппины), Versus Battle (Россия).


Рэп процветает на баттлах. С незапамятных времен люди всегда вымеряли свою ценность против других людей. Рэп ничем не отличается. Биф (противостояние) так же, как и сольное творчество, является частью рэп-игры.

В данном ТОПе перечислены  десять лучших зарубежных и десять лучших отечественных, по-нашему мнению, рэп-баттлов.

Зарубежные рэп-батлы


Kool Moe Dee VS Busy Bee

Один из первых рэп-баттлов состоялся в 1982 между Kool Moe Dee и Busy Bee. Член группы Treacherous 3 Kool Moe Dee решил сразиться с Busy Bee. Впоследствии он выиграл из-за того, что в его рукаве было парочку действительно сильных и грубых рифм.

 


 Illmaculate VS Swann


В ранних 2000-х наиболее популярным был баттл-фестиваль Scribble Jam. В 2004 финалист прошлого года Swann был побежден Immaculate, который дебютировал незадолго до этого.

 


 Eyedea VS P.E.A.C.E


Баттл в  котором возник конфликт поколений. Старшее поколение представлял P.E.A.C.E, младшее – Eyedea. Это сражение позволило сплотить два поколения и вывести Scribble Jam на вершину.

 The Saurus & Illmaculate VS QuestMcCody and Marv Von (2 баттл)

Яркий пример британской школы рэп-сражений JumpOff.TV, которая вышла на международный уровень на двух турнирах World Rap Championship.


 Iron Solomon VS Math Hoffa

Одна из самых спорных и влиятельных битв, которая тем не менее навсегда вошла в историю


Juice VS Supernatural

Легендарная битва двух известных фристайл рэперов.


Хайд VS Чейни

В основе баттла лежит реальный конфликт между организатором баттл-лиги Slovo и рэпером из петербуржской филии данной лиги. Сражений между участниками можно назвать классическим, ведь в нём присутствовало всё: искренняя ненависть, желание “выйти поговорить” и полное непризнание друг друга. 


Sector VS Пиэм

Один из самых ярких примеров сражений, где оппоненты не испытывают ненависть и презрения, а наоборот уважают друг друга. 


Эрнесто Заткнитесь VS Alphavite (2 баттл)

Данное сражение – столкновение двух абсолютно разных стилей баттла. Участники баттла были настолько хороши, что до самой последней минуты не было понятно, кто станет победителем. 


PLC VS 13/47

Ещё один пример реальной вражды двух рэперов. 13/47 (Руслан Султаев) восстал против бывшего начальника, основателя SLOVO –PLC. Почти час зритель наблюдал тонны негатива и взаимных обвинений. К слову, споры о том, кто победил, не затихают до сих пор. 


Корифей VS Abbalbisk

Яркий пример того, как легкость, зрелищность и напускная агрессия не всегда может перевешивать грязную игру и аморальщину


МЦ Похоронил VS Teeraps (финал Versus Fresh Blood 3)

Баттл который показывает как смесь юности, искренности, самоиронии и холодной мести, торжествует над однообразной тактикой и напускной серьезностью.


 VS94SKI VS Seimur

Классический пример того, как андердог, пробиваясь медленно и уверенно к успеху, может с легкостью победить опытного баттловика 


Эрнесто Заткнитесь VS Гнойный

Один из немногих баттлов, который закончился в ничью. В данном сражение два компонента – агрессия и актерское мастерство, которые не могут не завораживать. 


Oxxxymiron VS Слава КПСС (Гнойный)

Одно из главных событий 2017 года. И первое и пока единственное поражение Окси (проиграл со счётом 5:0). Баттл переполнен панчами, обвинениями и подколками, которые хочется переслушивать снова и снова 


Oxxxymiron VS Dizaster

Первый баттл в котором представитель русского рэп-баттла сразился с американским коллегой. Баттл показал как Окси очень хорошо разбирается в зарубежных мемах, а Dizaster неплохо владеет русским. Баттл вышел ярким и запоминающимся, особенно тем, что Oxxxymiron буквально раскатал оппонента по полу. 

что такое рэп-баттл и почему мы это смотрим? / Posta-Magazine — интернет журнал о качестве жизни

Несмотря на весьма посредственное полоскание грязного белья, больше похожее на скандал в эфире «Пусть говорят», веха важная. Объясняем, почему.

Тезис о том, что русский рэп — главное музыкальное явление в стране, нынче как будто бы не требует доказательств. В статистике поисковых запросов «Яндекса» за 2017 год рэп-баттлы на 7-м месте — после криптовалюты, спиннеров и айфона Х. В топ-10 категории мемов из рэпа три явления: эщкере, «изи-изи, рилток, синк эбаут ит» и хайп. В паблике «Рифмы и панчи» больше 2 млн подписчиков. Каждая новая схватка рэперов вызывает массу внимания, после «исторических» баттлов с участием Оксимирона представить себе что-то, что вызовет не меньший ажиотаж, было действительно сложно. Так откуда такой интерес публики и рекламодателей?

Хлеба и зрелищ

Баттл-рэп — это гладиаторские бои постиндустриального общества: кровопролитные войны — нецивилизованное излишество, а тестостерону нужно находить применение. Главный аттракцион — предельная прозрачность, столкновение со своими самыми большими страхами и тайнами. В помощь — информационная доступность: все твои неудачные романы и гнилые поступки станут известны. Баттлер идет на смерть — не физическую, но социальную: если кибербуллинг, взлом личной переписки и опубличивание твоих интимных фото — страшный кошмар, то добровольное публичное унижение в присутствии улюлюкающей толпы с алкоголем в руках и тот факт, что твой бой навсегда останется в интернете и будет пересматриваться тысячами обычных людей и злых интернет-троллей, требуют гигантской смелости. Запретных тем нет. Неустаревающая тактика — фразы про то, что соперник делал с твоей мамой. Какую бы толстую кожу ты ни нарастил, как бы ни твердил себе, что это не по-настоящему, тебе будет больно.

Считается, что настоящий рэп — черный, потому что черное население Америки в силу истории угнетения и рабства знает настоящую боль. А белые русские мальчики — не гэнгста, и их проблемы по сравнению с фундаментальной болью и генетической памятью черных — картонные и карикатурные. Они не росли на улицах, не стреляли, не торговали наркотиками. Но у русских есть свои «козыри» в рукаве. Во-первых, язык сложнее — длиннее слова, больше грамматических комбинаций. Во-вторых, на Западе увлечение ребенка поэзией — скорее исключение, а в России, с культом классической литературы в школах, поэзия и рифмы вшиты в культурный код. В-третьих, тяготы и лишения русских подростков — не со стороны другого класса или полиции. Насилие процветает в самих семьях — присутствует в их жизни часто с рождения. Русских всегда можно опознать в аэропорту по тому, как они орут на своих детей. Вечно уставшие манипулирующие матери и бабушки, бьющие отцы. Страна победившего хамства, агрессии и отрицаемой безнадеги, которая десятилетиями спивается — теперь с возможностью делать селфи. Одна из установок русской ментальности «Я — последняя буква алфавита». Многолетняя привычка ожидать социального осуждения за проявление индивидуальности теперь массово проверяется на несостоятельность. Теперь стало можно пробовать говорить «я-я-я» — в рэпе это поощряется: я лучше всех, у меня есть Для молодых это имеет некий терапевтический эффект — это протест, попытки отсоединиться от среды угнетения.

В рэпе неважно твое происхождение, напротив — поощряется история того, как ты поднялся со дна и «сделал себя сам». Благодаря виральному распространению «годного» контента рэп — как золотые прииски: занятие романтичное, благородное (тяжелый труд), в котором, если все сложится и тебе повезет, то ты можешь обеспечить себе достойную жизнь. Рэп крайне удобен для коммерческой работы с брендами. Поскольку культура по умолчанию подразумевает хвастовство и мерение материальными благами, то продакт-плейсмент максимально органичен. Баттлы генерят рекламу — туда ушли казино, которые закрыли по всей стране почти пять лет назад, но они живы онлайн. И это огромные рекламные контракты.


Король на короля

Флайтинг (от староанглийского и древнескандинавского flyting — «перебранка», «провокация») — состязания по поэтическому унижению соперника с помощью оскорблений, сарказма, прочего красноречия и шуток ниже пояса — активно практиковался в Англии и Шотландии с V века. Такие вербальные поединки иногда даже устраивали при дворе в качестве увеселения. В частности, два Стюарта, короли Шотландии Яков IV и V, были известными ценителями жанра. Так, в одном из «баттлов» в начале XVI века между двумя почтенными мужами Уолтер Кеннеди, правнук короля Роберта III, назвал соперника Уильяма Данбара, одного из крупнейших шотландских поэтов, «a shit without a wit» — это первое письменно зафиксированное употребление слова в качестве личного оскорбления. Так эпоха Возрождения ознаменовала новую эру сортирного юмора.


История баттл-рэпа: Америка 80-х, «Сникерс» и Путин

Первые рэп-баттлы начались в Америке в 80-х (согласно одной из теорий, шотландские рабовладельцы таки имели к этому историческое отношение). В 90-х стали популярны фристайл-баттлы — где выступали без подготовки, сочиняя рифмы на ходу. В 2000-х такие соревнования активно пробрались на телевидение — их показывали и MTV, и HBO.

Начало жирных нефтяных двухтысячных позволило брендам в России вплотную заняться молодежной аудиторией: триумвират «пепси — пейджер — MTV» помог другим компаниям обратить внимание на «уличную культуру». Тогда под этим понимались преимущественно граффити, брейк-данс и экстремальный спорт — велосипеды BMX, скейтборд и ролики. «Сникерс» придумал целый фестиваль «Сникерс Урбания», где стимулировал эту культуру и, соответственно, потребление. Несмотря на то что все эти составляющие — атрибуты культуры хип-хопа, музыка была не главным аспектом, поскольку достойного рэпа / хип-хопа на русском в то время было сравнительно немного, так что фестиваль фокусировался на альтернативности: с соревнованиями по битбоксингу и эмсиингу соседствовали выступления рок- и панк-рок-артистов. На виду широкой общественности был Децл с деньгами папы, были Шеff / Bad Balance / Лигалайз, был «Мальчишник», Мистер Малой и Богдан Титомир (последние воспринимаются, в общем-то, шуткой). Остальное оставалось весьма андеграундной, маргинальной историей. Бал в стране правили рок, шансон и попса. Но в разных уголках страны рэп подпольно качал мышцу: в Ростове появились «Каста» и Баста, в Екатеринбурге — «АК-47», в Москве обозначился тот самый Centr: их «Город дорог» с припевом от Басты звучал из каждого утюга («Спасибо „Центру“ за это!»).

Фильм «8 миля» с Эминемом, вышедший в 2002-м, впервые в популярной массовой культуре показал мир баттл-рэпа, вдохновив молодежь по всему миру. Lose Yourself получила «Оскар» как лучшая песня к фильму — это первая рэп-композиция, удостоившаяся «Оскара» (а заодно и двух «Грэмми»). Но если в Америке баттлы жили на улицах, то в России баттл-рэп начал свою несмелую поступь онлайн. Первые русские баттлы проходили на форуме hip-hop.ru — участники записывали читку на заданную тему под вольный бит; не прошедшие в следующий тур по судейским критериям отсеивались, в следующем этапе тема менялась. Там же, кстати, засветился и будущий титан жанра — Оксимирон. Также существовали текстовые баттлы — в назначенное время на форуме озвучивалась тема, через 15–20 минут нужно было выложить свой текст в ветке форума. К 2008-му даже на «Муз-ТВ» показывали «Битву за респект». Появление тогдашнего премьер-министра Владимира Путина на проекте, где он наградил победителя третьего сезона Рому Жигана, легализовало рэп в глазах широкой аудитории. В том же году были созданы основные лиги баттлов — канадская KOTD (King of the Dot) и британская Don’t Flop. В следующем появилась американская URL (Ultimate Rap League). Сейчас в топ-5 мировых лиг, помимо этих трех, входят также женская лига Queen of the Ring и российский Versus.


Правила игры

В наиболее популярном сейчас формате баттла два участника в трех раундах по очереди высказываются без музыки, судьи выносят вердикт. Нельзя перебивать и физически дотрагиваться до соперника. На подготовку есть время (иногда это несколько месяцев), текст пишется и заучивается, а потом исполняется на глазах публики. Приветствуются «флипы» — это когда во время выступления противника ты быстро придумываешь ответ на его аргументы и в своем раунде этой импровизацией «зарабатываешь очки». Важно не только техническое мастерство — ритмичность и рифмы в повествовании, но и харизма с артистизмом.

Помимо фристайл-баттлов (один из мастеров фристайла в России — Noize MC), существуют также BPM-битвы — когда выступление готовится известный бит. Кроме того, существуют «комплиментарные» поединки: задача — нахваливать соперника, делая комплименты, но используя сарказм, абсурд и подачу таким образом, чтобы его тем не менее словесно уничтожить. Этот трюк известен в дипломатических дебатах, например в ООН: когда исчерпано разрешенное регламентом количество выступлений «за» то или иное вносимое предложение, делегат может выступить «против», но приводя аргументы от обратного так, что присутствующим будет понятно, что это выступление «за».


Oxxxymiron: два в одном

Разница между рэпом и баттл-рэпом — примерно такая же, как между спортивной гимнастикой и боксом. Обе дисциплины требуют таланта, упорства и серьезных тренировок, но в боксе, как и в баттл-рэпе, главная задача — искусно и целенаправленно бить соперника, максимально больно, особенно в лицо. Преуспевать в одном совершенно не значит быть успешным и во втором — мало кому это удается. В этом и есть величие Оксимирона — ныне активно концертирующего артиста со стадионными турами и прославленного баттл-эмси, сыгравшего ключевую роль в популяризации баттл-рэпа и рэпа вообще. Мирон Федоров из Петербурга, сын физика-теоретика и библиотекарши, поживший с семьей и в немецком Эссене, и в английском Слау (графство Беркшир), обладатель диплома Оксфордского университета по средневековой английской литературе, в доинтернетную эпоху был уверен, что изобрел русский рэп. Пусть позже он и узнал, что не был первопроходцем, но быстрый ум, недюжинные амбиции и готовность упорно трудиться и скрупулезно оттачивать свое мастерство, несмотря на непростую жизнь в эмиграции и биполярное расстройство, вкупе с предприимчивостью и деловой хваткой позволили ему построить империю, о которой он мечтал. Сейчас он исполнительный директор агентства Booking Machine, которое занимается концертами и русских, и зарубежных исполнителей, обладает солидными рекламными контрактами с Reebok и MТС, на СТС с успехом прошел сериал «Лондонград», вдохновленный жизнью Мирона в Англии, да и сам он вскоре дебютирует в большом кино.

Русский баттл

Несмотря на то что вначале было Slovo (российская площадка офлайн-баттлов была основана в Краснодаре, но быстро обзавелась филиалами по всей стране), мировую славу русскому баттл-рэпу принесла лига Versus — с 2015 года это самый популярный баттл-канал в глобальном YouTube. Стратегическая разница вот в чем: Slovo фокусировался на молодых именах и на высокохудожественной и техничной «деконструкции образа оппонента», а «Версус» сразу же начал привлекать известных артистов, делать ставку на артистизм, юмор и прямые оскорбления.

В апреле 2015-го битва Oxxxymiron vs Johnyboy набрала первый миллион просмотров за сутки, это и стало переломным моментом: внимание на русских рэперов обратили организаторы лиги KOTD и один из главных мировых баттл-эмси Dizaster. На данный момент у этого баттла 42 миллиона просмотров. Баттл обсуждали все, и школьники во «ВКонтакте», и интеллектуалы: к тому моменту прогрессивная общественность уже давно приняла Оксимирона в качестве нового героя.

Столь эрудированного, беспардонно талантливого, техничного поэта, который за годы карьеры вырастил в себе отменного шоумена, управляющего толпой, выдерживающего драматические паузы, правильно работающего с камерами и выверенным движением срывающего пластырь со свеженабитой татуировки с цифрами «1703» (это название бара, где проходят «версусы», и, разумеется, год основания родного Петербурга), современная российская поп-культура ждала очень давно.

Гнойный надрыв

В следующий раз мир баттл-рэпа изменился летом прошлого года: в рамках поединка между лигами Versus и SlovoSPB столкнулись заносчивый герой и непобедимый император Оксимирон и талантливый и продуктивный, но неприятный трикстер-нигилист с говорящим ником Гнойный (Вячеслав Мошнов, также известный под псевдонимами Слава КПСС, Дуня Мармеладова, Бутер Бродский и др.). Мирон был низвержен с горы всухую — пять судей присудили победу Гнойному. Мирон Федоров как будто настолько был уверен в своей непобедимости, что не снизошел до ударов-панчей, а просто танцевал на ринге, углубляясь в абстрактные размышления — пересказывал содержание книги Джозефа Кэмпбелла «Герой с тысячью лицами» и цитировал «Слово» Гумилева, за все выступление ни разу не прибегнув к нецензурной лексике. Гнойный, будучи сильным баттл-рэпером, играл по правилам — «панчил» и дурачился без остановки, его выступление сразу же разобрали на цитаты. За первые сутки баттл набрал 10 миллионов просмотров, 32 миллиона за полгода на момент написания текста. О баттле писали даже Time и The Huffington Post. Не исключено, что проигрыш Оксимирона был умным расчетом: поскольку высокомерные герои часто начинают вызывать отторжение, то шокирующий проигрыш вдруг придал ему человечности — спустя три месяца Мирону предстояло взобраться на настоящий Олимп, в результате случился солдаут — 22 тысячи билетов в «Олимпийский» проданы.

Dizaster

Главная высота была взята в декабре прошлого года: впервые русский рэпер участвовал в баттле на английском языке. Известный своей неконтролируемой агрессией Dizaster, американец ливанского происхождения, с почти сотней баттловых побед в анамнезе и лишь тремя записанными рэп-композициями, вызвал Оксимирона на баттл еще в 2015-м, был готов приехать в Россию, но поскольку большинство русских недостаточно владеют английским, было решено провести встречу в Лос-Анджелесе. Скепсиса было много. Претензии были и к якобы акценту Мирона, он сам никогда не писал текстов на английском, никто не знал, чего ожидать. Настроение было спорным — с одной стороны, не хотелось излишне очаровываться, потому что шансов на победу, казалось, ничтожно мало, с другой — очень хотелось верить, что это может быть достойно: русский парень на чужом языке, на чужой земле, которая этот жанр родила.

Такого не ожидал никто: Мирон выступал на английском как на русском — с той же глубиной подтекстов, культурных референсов, порой переходя на немецкий и арабский, рассуждал о расизме, терроризме и проповедовал дружбу народов. Официально этот баттл не судился, но даже Дизастер признал победу Оксимирона. Об этом писали и мировые СМИ, и российские федеральные, а Дизастер даже снялся в рекламе «Клинского».

Вместо эпилога

Несмотря на очевидную агрессивность, рэп — искусство сотрудничества, изначально появившееся от того, что диджеи стали использовать семплы (фрагменты чужих музыкальных произведений), а эмси — выкрикивать сверху свой текст. Сотрудничество — про связь с племенем, возможность быть частью чего-то, комьюнити. То, что для широкой публики выглядело как overnight sensation, — на самом деле многолетний путь. И хорошего в этом гораздо больше, чем видно неискушенному взгляду.

 

 

 

Конфликты, отборы и смерть Versus PlayOff. Главные батлы декабря | Палач

Последние ежемесячные итоги этого года.

Батловый декабрь стал месяцем подведения итогов и закрытия гештальтов. На «Версусе» загнулись все надежды на PlayOff, на Кубке МЦ разрешился давний конфликт, а на RBL уже вырисовывается лицо третьего сезона – именно то, каким его запомнят.

На шаг впереди только 140 BPM Cup – у них спокойненько идут отборы к новой турнирке, что тоже должно быть своеобразным исправлением ошибок уходящего года. Давайте же разберёмся, каким батл-рэп был в последний месяц 2019 года.

Братиш x Серёжа Сотников Творец (140 BPM Cup, отбор)

По-хорошему, тут мог быть любой батл с отборов. Самый равный, пожалуй, Отто x Дим, но то видео удалено за нарушения правил YouTube. Не важно. Отбор Сотникова с Братиш

Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о