Пономарев виталий андреевич вэйрэй – Как Виталий Пономарев создал стартап стоимостью $500 млн и сможет ли продлить жизнь людей | Бизнес

alexxlab
alexxlab
04.04.2020

Содержание

Как Виталий Пономарев создал стартап стоимостью $500 млн и сможет ли продлить жизнь людей | Бизнес

В 2012 году Пономарев попал в аварию из-за того, что отвлекся на навигатор. Это подтолкнуло его вернуться к идее создания глобальных технологических проектов. Так появился стартап WayRay, первым продуктом которого стал наэкранный голографический дисплей. Главная особенность — объекты на нем отображались с разной глубиной, что позволяло создать удобную картинку, не мешающую, а помогающую движению.

Найти $500 млн

Из-за близкого горизонта планирования венчурные капиталисты «вынуждены инвестировать не в инновации, а в эволюционные модели», рассуждает Пономарев. А компании, относящиеся к deeptech, требуют далекого инвестиционного горизонта, поэтому так редко появляются прорывные технологии.

С ним согласен венчурный инвестор, партнер iTech Capital Алексей Соловьев. «У нас средний срок держания актива — 4–5 лет. Этого недостаточно, чтобы сделать что-то поистине инновационное, особенно если входить на ранних стадиях. На поздних возможно, но в этом случае получается, что инновация уже существует, а мы ее просто поддерживаем», — объясняет он.

Пономарев признает, что единого подхода к инвесторам нет. В deeptech на первых стадиях это просто везение: надо тяжело работать, проводить много встреч. После раунда B инвесторы уже приходят сами, и тут важно побеждать конкурентов продуктом и иметь возможность выбирать, от кого принять финансирование.

Но где достать деньги, если венчурное финансирование не подходит? Для WayRay полезными оказались индустриальные фонды: они глубоко погружены в вопрос и понимают, сколько времени требуется на создание продукта.

«Мы впервые встретились с Виталием в Валенсии в апреле 2014 года на бизнес-встречах сообщества Horasis, это своеобразный спин-офф Международного экономического форума», — вспоминает один из акционеров и член совета директоров WayRay Филипп Моннье. Он работал тогда в агентстве по привлечению иностранных бизнесов Greater Geneva Bern. Бизнес WayRay был тщательно изучен и признан очень перспективным. С 2014 года стартап стал швейцарской компанией.

В 2017 году в WayRay вложилась крупнейшая частная китайская компания Alibaba. В 2018-м раунд инвестирования на $80 млн возглавил немецкий автопроизводитель Porsche, также в раунде участвовал Hyundai. За это время инженеры стартапа минимизировали проекционную систему до объема в 1–2 л — это в несколько раз меньше сравнимых систем, утверждает Пономарев. А сам дисплей представляет собой тонкую пленку, которая может быть встроена в автомобильные стекла.

WayRay планировала выпустить первый продукт на собственной технологии еще в 2018 году. Но по мере изучения рынка решила переориентироваться с навигаторов на встроенные экраны для автомобильных стекол и окон зданий. Первые такие автомобили должны появиться в 2020 году, их выпустит «европейский премиальный автобренд» и китайская SAIC Motor.

Пономарев уверен, что в ближайшие 10 лет WayRay может претендовать на контракты общей стоимостью $60 млрд. Ближайшая цель — «создание продуктовой линейки на €4,5 млрд для одного европейского производителя». И это не инвестор, уточняет он.

В функции экранов входят не только навигация для водителя, но еще и реклама на окнах для окружающих людей. Пономарев предполагает, что продажа ПО и рекламы даст больше доходов, чем продажа «железа», поэтому поддерживает хакатон по созданию программ дополненной реальности в одном из лучших технологических университетов мира — MIT.

Полет на альфу Центавра

На волне успешных переговоров по привлечению инвестиций и заключению контрактов Пономарев опять почувствовал разность потенциалов, не позволяющую останавливаться на достигнутом или плыть по течению. Стартапу пора превращаться в индустриальную компанию. «Компания должна быстро и четко работать. Это сравнимо с подготовкой запуска на Луну», — говорит Пономарев.

В порядке «подготовки к полету» Виталий отправился учиться в Гарвардскую бизнес-школу, которую рекомендовал ему Моннье. Цель — завести новые знакомства, расширить кругозор и научиться видеть более далекие перспективы. Одна из перспектив особенно увлекла Пономарева: это исследования в области продления человеческой жизни.

WayRay отнимает у Пономарева большую часть времени, но несколько лет назад он задумался о том, как много проблем человечества вызвано близким горизонтом планирования. Из-за этого не только венчурные капиталисты редко вкладываются в инновационные проекты, но и политики руководствуются сиюминутными соображениями. В качестве примера Пономарев приводит президента США Дональда Трампа, который решил выйти из парижского договора по сокращению выброса углекислых газов: «Его не волнует экология, интересует только ВВП».

Решения будут более взвешенными, если люди будут жить дольше, рассудил Пономарев и запустил некоммерческий проект Centaura по поиску способов продления жизни людей.

«Это уже запуск не на Луну, а на альфу Центавра», — говорит Виталий. В этом проекте сложность представляет не только очень большой объем необходимых средств, но и далекий горизонт планирования. Провести все исследования и получить одобрение FDA на разработанные методики он планирует к 2032 году.

Он привычно критикует существующие проекты. Есть до десятка более или менее известных компаний, которые что-то в этой области делают, но большинство из них играют в «горячую картошку», говорит Пономарев: они вкладываются из соображений «Google знает, что делает», «Джефф Безос знает, что делает».

Пономарев не планирует делать из Centaura бизнес — он намерен привлекать средства от заинтересованных в продлении жизни людей лиц, организаций и государств и распределять их среди научных лабораторий, которые могут сделать нужные исследования. На данный момент он вложил в проект $16 млн собственных средств и собрал научную команду из 40 человек. Пока слишком мало известно о подходах Пономарева к решению проблемы долголетия и сложно судить, удастся ли ему собрать на эту задачу требуемые десятки миллиардов долларов. Есть только один способ узнать, получится ли проект, — дождаться конца года. Виталий обещает, что уже в 2019 году выйдут первые научные публикации. Тогда полет на альфу Центавра можно считать как минимум стартовавшим.

Другие материалы проекта «Глобальные русские»

www.forbes.ru

Как стартап WayRay Виталия Пономарёва делает дополненную реальность для машин

Но основные надежды Пономарёв связывает не с ритейлом, а с автопроизводителями. «До 2016 года мы очень недооценивали автомобильные концерны, потому что думали, что они долгие, но эта индустрия сильно меняется», — говорит предприниматель. По его словам, если раньше технология до конвейера доходила за пять лет, то сейчас за два года — и во многом это стало возможно благодаря Tesla, которая начала менять правила игры и работать напрямую со стартапами.

Первая машина со встроенными технологиями WayRay появится в Китае — она будет запущена в серийное производство в 2018 году. AR-систему для неё WayRay разработает вместе с Banma Technologies, совместным предприятием Alibaba Group и автопроизводителя SAIC Motor. С компанией договорились ещё до привлечения раунда от Alibaba. С другими автоконцернами у WayRay, по словам Пономарёва, уже подписаны proofs of concept (POC) — это значит, что WayRay разрабатывает прототипы под конкретные машины по требованиям заказчика. До середины 2017 года, говорит Пономарёв, таких POС наберётся десяток.

«Мы пока поставщик второго уровня, нам надо немного подрасти, — признаёт Пономарёв. — Сейчас любая работа с автоконцерном всё равно должна быть осуществлена через поставщика первого уровня. Даже если он ничего не делает для этого. Просто такие правила игры». В январе 2017 года WayRay объявил о партнёрстве с таким поставщиком — американской компанией Harman, одним из лидеров рынка автомобильной электроники (в 2016 году её купил Samsung). Сейчас российский стартап работает над прототипом решения, которое будет интегрировано в инфотейнмент-системы Harman. В декабре Harman объявил о подобном партнёрстве и с Navdy и инвестировал в этого конкурента WayRay около $15 млн — вместе с ним он работает не над встроенным решением, а над продуктом для автомобильного афтермаркета.

Для производителей WayRay предлагает встраивать свою плёнку в стекло и более тесно интегрировать систему с машиной. Например, если Navion будет демонстрировать в дополнение к навигации базовые индикаторы вроде скорости и запаса топлива, то встроенное решение сможет показать все данные инфотейнмент-систем. Например, обнаружив, что водитель засыпает, система будет не просто пищать и дёргать руль, а покажет на лобовом стекле, что именно происходит. Тестовый образец подобной системы WayRay представил в январе 2017 года в концепт-каре Oasis от Rinspeed. Подобные решения будут обходиться автопроизводителям дороже, чем в $500 (цену WayRay не раскрывает, но говорит, что до $1000).

Удастся ли стартапу встроиться в налаженную цепочку автопромышленности — неясно. «У Panasonic с Continental другие ресурсы по разработке и производству и гораздо лучше налажены каналы с производителями техники, — комментирует перспективы WayRay представитель Garmin Алексей Гилязов. — С другой стороны, WayRay заключил договор c Harman и их цикл находится на более поздней стадии. По крайней мере так они заявляют… Посмотрим, кто раньше выйдет на рынок». По словам Гилязова, полноценная дополненная реальность для автомобиля — пока уникальное предложение, которое может заинтересовать производителей. С другой стороны, уверен собеседник «Секрета», рынок персональных покупок тоже нельзя сбрасывать со счетов — не все соберутся менять старые машины на новые из-за необязательной, в общем, фичи.

Основная претензия скептиков — у WayRay много красивых презентаций, но нет продукта. «Даже если продажи начнутся завтра, это не гарантирует быстрого результата», — говорит Алексей Соловьёв из Prostor Capital. В пример он приводит фитнес-браслет для измерения калорий HealBe. Несмотря на негативные отзывы, скепсис врачей и отсутствие публичных научных доказательств, в 2014 году с помощью краудфандинга компания привлекла около $1 млн, а чуть позже — ещё $7 млн от группы инвесторов. Браслет, вышедший на рынок, продавался медленно, и инвесторам недавно пришлось потратить $6,5 млн на перезапуск продукта. «Компания пока на плаву, но принесёт ли она удовлетворительные для инвесторов плоды — большой-большой вопрос», — резюмирует Соловьёв. Тот же скепсис он испытывает по поводу WayRay.

Ещё один непростой момент — использование дополненной реальности в автомобилях для развлечений. Через год после старта продаж Navion компания планирует запустить платформу для сторонних разработчиков, приложения которых будут отражаться на лобовом стекле. Реклама, социальные сети, развлечения — всё это может появиться перед глазами водителя. По-настоящему эта экосистема станет популярна, по мысли Пономарёва, когда жизненный цикл Navion закончится, будут в разгаре продажи встроенных решений и начнутся продажи беспилотных автомобилей — в последних он мечтает покрывать AR всё лобовое стекло и даже боковые.

«Доступ к таким системам регулируют автопроизводители, а они отвечают за безопасность рублём — государство не позволит проецировать рекламу на лобовое стекло, там даже тонировку делать нельзя», — скептически относится к этим планам главный аналитик ГЛОНАСС Андрей Ионин. По его словам, встроенное решение от WayRay, скорее всего, будет сильно отличаться после всех согласований с автопроизводителями. «В случае появления «роботомобиля» эта технология вообще умрёт, — продолжает Ионин. — Посмотрите, как люди себя ведут в метро. Все уткнулись в гаджеты — то же самое произойдёт, если избавить человека от руления в машинах. Пассажир не будет смотреть в окно, даже если там будет дополненная реальность, он будет заниматься своими делами в телефоне».

Будущее в дополненной реальности

Не факт, что Navion действительно увидит свет до конца этого года. Релиз уже несколько раз откладывался, ранее продажи планировалось начать в 2016-м. А вот другая разработка WayRay, гаджет для анализа стиля вождения Element, уже точно готова и находится в массовом производстве. Продажи в США должны начаться весной. Первая партия, правда, измеряется лишь в тысячах штук. Изначально это была часть Navion, но потом в компании поняли, что Element можно продавать как отдельный продукт. Его разрабатывали два года — для подобного продукта это много, но Пономарёв объясняет долгий срок заменой электроники.

Стоимость Element — $95, такие же решения от стартапов вроде Automatic и крупных компаний вроде Samsung стоят от $40 до $200. Рынок гаджетов для бортовой диагностики должен расти на 7% в течение следующих двух лет. Главным соперником таких решений называют сами общающиеся автомобили (connected cars), которым не нужны дополнительные приспособления для оценки безопасности вождения: их рынок растёт в десять раз быстрее, чем весь рынок в целом.

На тот случай, если дополненная реальность в автомобилях не взлетит, у WayRay есть запасной план. Уже сейчас компания работает над продуктом для домашнего использования. Подробности Пономарёв не раскрывает, но уверяет, что это «настоящая бомба». Главное, чтобы рынок к тому времени эту бомбу ещё ждал, а не был поделён между уже выпущенными продуктами.

Фотографии: Михаил Голденков / «Секрет фирмы»

Ассистент фотографа: Михаил Замковский

secretmag.ru

«Я стал миллионером в 23 года»

18+

Новости Программы
  • Все
  • Архив
«Революция». Веб-сериал Алексея Красовского #ВечерняЯХиллари After News BBC на Дожде DW на Дожде Fake News Generation ИИ Hard Day’s Night Health Kitchen LIVEнь Republic Talk TED + Дождь Артдокфест Белковский на Дожде Беслан. 15 лет Би Коз Большой куш Бремя новостей Будущее. Начало В СМЫСЛЕ? Варим и сливаем ВВП России Видео дня Влог Дождя Войнович Время перемен Время, назад! Все было с Дмитрием Быковым Все разные. Все равные Выход в люди Горожане 2.0 Господин Хороший. Новогодний выпуск Дебаты Дебаты Би-би-си День Дождения Деньги Деньги. Прямая линия Джоанна Ламли на Шелковом пути Диалоги Добро всем Документальные фильмы Андрея Лошака Документальные фильмы Сергея Ерженкова Документальный сериал «Питерские» Ездим дома Женщины сверху Живая музыка на Дожде Здесь и сейчас Здесь и сейчас. Вечернее шоу Здесь, но не сейчас И так далее с Михаилом Фишманом Из чего сделано будущее Искусственный отбор Как всё начиналось Кашин.Гуру Кино не для всех Короче Круглый стол Лекции на Дожде Лекции. Экономический факультет Медведев Миллионер из хрущоб Мовчан Молодые и дерзкие На крыше. Фестиваль лекций Не согласовано. С Ильей Азаром Нобель Новости BBC на Дожде Новый год на Дожде /// 2019 Новый год на Дожде 2020 Общество любителей порассуждать с Михаилом Кожуховым Однажды в Пионере Паноптикум Партнерский материал Патроны Педсовет По-быстрому Подкасты Политика. Прямая линия Поэт и гражданин Проект «Околоперестройка» Прослушка Прямая линия Прямая линия с Ириной Прохоровой Психология на Дожде Разбор полетов с Анной Николаевной Разумная жизнь с Павлом Лобковым Репортаж Дождя РИЛ ТОК Россия – это Европа Россия после Сериал «Этюды о свободе» Синдеева Скатертью дорога Собчак Собчак без правил Сорокина Сто лекций с Дмитрием Быковым Страшные сказки Трудно быть с Богом Человек под Дождем Шендерович как есть Эксперимент Backstage Foodie Live-show Livejournal LIVE One Day on Earth ONLINE Perfetto! Секреты итальянского кофе с Леонидом Парфеновым Playlist Republic на Дожде Slon.ru VASЯ YouTube на Дожде Авторское кино Альтман спрашивает Американские гонки Анонсы Артдокфест. Обсуждение Беслан. 10 лет спустя Билет в кино Битва политтехнологов Блог Оли Шакиной «За кадром» Болотное дело. Приговор Большая перемена Большая Перемена. Второй Сезон Будущее правительство Былое и Дума Быстрые новости Ведомости на Дожде Великая Отечественная Правда Вечер с Долецкой Вечерний Герасимец с Романом Романовичем Вид сверху Видео Выборы 2012 Выборы-2018 Выжившие Гаджеотаж Гении Места Главные Говорите Говорите с Павлом Лобковым Говорите с Тимуром Олевским Говорите с Тоней Самсоновой Говорите с Юлией Таратутой Год переездов Год экологии Города Города Городские легенды ГОСДЕП-3 ГОСДЕПРОДАКШН Госзакупка дня Господин Хороший. Итоги года Господин Хороший. Ньюзикл Граница Давосский форум — 2015 Дебаты на Дожде архив Дебаты на Дожде с Юрием Сапрыкиным Девяностые. От первого лица День борьбы с потерей памяти День в Большом городе День выборов День зрения на Дожде Держать слово Дзядко. Вечернее шоу Дзядко3 Дилетанты До свидания, детский дом /// Марафон на Дожде Дождь в Бразилии Дождь в Петербурге. Включения с ПМЭФ-2013 Дождь в Петербурге. Включения с ПМЭФ-2014 Дождь в Сочи Дождь идет. Нам пять лет Документальное кино Дорогая страна Другие выборы Друзья на колесах ЕГЭ на Дожде Желнов Жизнь с Валерием Панюшкиным За кадром За кого Завтраки с Аленой Долецкой Зыгарь Зыгарь. Вечернее шоу И так далее с Михаилом Фишманом (архив) Игры престолов Идем на рынок Иди и смотри Интервью Интерьеры с Геннадием Йозефавичусом Интерьеры с Наташей Барбье Истории о войне Итальянское меню на Дожде Как живете Капиталисты. Клуб 33 Карта мира Картина дня Кастинг ведущих Кино эксклюзив Киновыборы Книги Козырев Live Козырев Online Коррупция на Дожде Кофе-брейк Кремер. Вечернее шоу Культурное лидерство Лекторий «Прямая речь» Лица Личная история. Блокада Лобков Лобков. Вечернее шоу Макеева Макеева. Вечернее шоу Марафон «До свидания, детский дом» Марафон «Любить Родину» Марафон #выберидождь Марафон в поддержку Дождя Мгновения Министерство культуры Монгайт. Вечернее шоу Музейный смотритель Музы Музы. Головомойка Мультфильмы Мэрри ми На крыше. Фестиваль лекций 2017 Нарезка Наринская и Ревзин Национальные кулинарные недели Немцов Мост Ненужные. Как найти подростку родителей? Нерассказанные истории Новая жизнь Новый год Новый год на ДОЖДЕ /// 2013 Новый год на ДОЖДЕ /// 2014 Новый год на Дожде /// 2016 Новый год на Дожде /// 2018 Одна башня сказала Олимпиада и паралимп

tvrain.ru

Навигационная система WayRay Виталия Пономарева – самый успешный стартап России?

Компания WayRay Виталия Пономарева набирает обороты. Такие гиганты, как Alibaba Group, Porsche и SAIC Motor, решили вложить инвестиции в данный стартап. WayRay занимается разработкой голографического автомобильного навигатора под названием Navion, который основан на принципе виртуальной реальности. За семь лет проектирования появился прототип, который был недавно продемонстрирован на Женевском автосалоне. Автор идеи голографической дополненной реальности, Виталий Пономарев, отметил, что разработанная им автомобильная навигация относится к программам нового поколения, и ее преимущества неоспоримы.

Кто такой Виталий Пономарев

Виталий Пономарев, как нетрудно догадаться, является уроженцем России. Из-за того, что отец молодого человека был военным, семья часто меняла место жительства. Парень с детства проявлял технический склад ума, занимался математикой, программированием. Уже в школе он подрабатывал web-дизайнером. Пономарев мечтал об учебе в «Бауманке», но поступил в Академию народного хозяйства, которая научила его основам финансовой грамотности. Уже во время учебы (в 20 лет) молодой человек открыл свое дизайнерское бюро, затем маркетинговую компанию и занялся продажами, возил из Китая дешевую бижутерию и сбывал ее в Москве. Но кризис 2008 года и жизненные передряги заставили Виталия посмотреть на мир новыми глазами.

Читайте также: Мировые лидеры технологий: США, Китай, Германия и Россия

История появления автомобильной навигации от WayRay

Замысел создания виртуального навигатора появился у Виталия Пономарева в 2011 году, тогда он занимался рекламным бизнесом и мечтал о техническом стартапе. На первых порах Виталий хотел совершить прорыв в веб-пространстве, создать автомобильную навигацию, позволяющую информировать обо всем, что окружает человека, – параллельный мир. Эта идея пришла, когда он стоял на верхних этажах небоскреба и смотрел на город сверху. Затем Пономарев попал в автомобильную аварию из-за автонавигатора, и это стало поводом задуматься о создании безопасной навигационной системы, которая не будет отвлекать водителя, а наоборот, поможет ему.

Много думая о разработке экрана, молодой человек решил переориентировать бизнес. Он продал рекламное агентство, заложил квартиру и стал искать инвесторов, которых заинтересовал бы стартап. Это период стал самым сложным в формировании компании, основателю пришлось не раз сменить команду, искать пути выхода на международные рынки.

Активно поиском команды инженеров он занялся с 2013 года, в этот момент стартап заявил о себе на нескольких международных выставках: TechCrunch Moscow, Intel Global Challenge, FAVORIT Entrepreneurship Award и др. Началась работа по прототипированию и термостабилизации пленки под действием лазера, к которой привлекался опыт китайских коллег. В этот момент на компанию было произведено несколько рейдерских захватов, но благодаря привлечению силовых структур, покушения были подавлены, и весь пакет акций остался у Пономарева.

Как WayRay Виталия Пономарева связан с Медведевым

На этом этапе развития WayRay обвинили в связи с Дмитрием Медведевым, который через «Цертум-Инвест» покровительствовал стартапу и даже отмечал его на нескольких экономических форумах в Москве. Виталий Пономарев отрицает эту связь, утверждая, что «Цертум-Инвест» стал инвестором в начале 2013 года, а форумы прошли в конце этого же года.

Читайте также: Уход Дмитрия Медведева и отставка правительства РФ – вопрос времени

Кто вложил инвестиции в стартап WayRay

2015-2017 годы стали наиболее успешными в развитии компании, ей удалось привлечь средства известной компании Alibaba Group, которая вложила в первом раунде 15 млн долл., провела грамотный due diligence технической стороны проекта и подписала договор о сотрудничестве. В 2018 году Porsche подключилась к проекту и инвестировала 80 млн. Запуск первых автомобилей с системой навигации Navion ожидается в конце 2020 года. Согласно заявлению Виталия Пономарева, автомобильные навигации от WayRay будут стоить до 500 долларов. Эксперты подсчитали, что стоимость всего стартапа можно оценить в 500 млн долл.

Педагог с 15-летним стажем работы в высшем учебном заведении в Украине; психолог по второму образованию и по призванию, работаю над проблемой влияния суггестивного компонента художественных текстов на формирование поведенческих стереотипов у молодежи. Имею научные публикации по теме исследования, но это не является единственным увлечением в жизни. В качестве свободного и не привязанного к политическим перипетиям автора стараюсь раскрывать все стороны существования современного общества.

offshoreview.eu

Виталий Пономарев, основатель WayRay: мы разрабатываем дополнительную реальность

18+

Новости Программы
  • Все
  • Архив
«Революция». Веб-сериал Алексея Красовского #ВечерняЯХиллари After News BBC на Дожде DW на Дожде Fake News Generation ИИ Hard Day’s Night Health Kitchen LIVEнь Republic Talk TED + Дождь Артдокфест Белковский на Дожде Беслан. 15 лет Би Коз Большой куш Бремя новостей Будущее. Начало В СМЫСЛЕ? Варим и сливаем ВВП России Видео дня Влог Дождя Войнович Время перемен Время, назад! Все было с Дмитрием Быковым Все разные. Все равные Выход в люди Горожане 2.0 Господин Хороший. Новогодний выпуск Дебаты Дебаты Би-би-си День Дождения Деньги Деньги. Прямая линия Джоанна Ламли на Шелковом пути Диалоги Добро всем Документальные фильмы Андрея Лошака Документальные фильмы Сергея Ерженкова Документальный сериал «Питерские» Ездим дома Женщины сверху Живая музыка на Дожде Здесь и сейчас Здесь и сейчас. Вечернее шоу Здесь, но не сейчас И так далее с Михаилом Фишманом Из чего сделано будущее Искусственный отбор Как всё начиналось Кашин.Гуру Кино не для всех Короче Круглый стол Лекции на Дожде Лекции. Экономический факультет Медведев Миллионер из хрущоб Мовчан Молодые и дерзкие На крыше. Фестиваль лекций Не согласовано. С Ильей Азаром Нобель Новости BBC на Дожде Новый год на Дожде /// 2019 Новый год на Дожде 2020 Общество любителей порассуждать с Михаилом Кожуховым Однажды в Пионере Паноптикум Партнерский материал Патроны Педсовет По-быстрому Подкасты Политика. Прямая линия Поэт и гражданин Проект «Околоперестройка» Прослушка Прямая линия Прямая линия с Ириной Прохоровой Психология на Дожде Разбор полетов с Анной Николаевной Разумная жизнь с Павлом Лобковым Репортаж Дождя РИЛ ТОК Россия – это Европа Россия после Сериал «Этюды о свободе» Синдеева Скатертью дорога Собчак Собчак без правил Сорокина Сто лекций с Дмитрием Быковым Страшные сказки Трудно быть с Богом Человек под Дождем Шендерович как есть Эксперимент Backstage Foodie Live-show Livejournal LIVE One Day on Earth ONLINE Perfetto! Секреты итальянского кофе с Леонидом Парфеновым Playlist Republic на Дожде Slon.ru VASЯ YouTube на Дожде Авторское кино Альтман спрашивает Американские гонки Анонсы Артдокфест. Обсуждение Беслан. 10 лет спустя Билет в кино Битва политтехнологов Блог Оли Шакиной «За кадром» Болотное дело. Приговор Большая перемена Большая Перемена. Второй Сезон Будущее правительство Былое и Дума Быстрые новости Ведомости на Дожде Великая Отечественная Правда Вечер с Долецкой Вечерний Герасимец с Романом Романовичем Вид сверху Видео Выборы 2012 Выборы-2018 Выжившие Гаджеотаж Гении Места Главные Говорите Говорите с Павлом Лобковым Говорите с Тимуром Олевским Говорите с Тоней Самсоновой Говорите с Юлией Таратутой Год переездов Год экологии Города Города Городские легенды ГОСДЕП-3 ГОСДЕПРОДАКШН Госзакупка дня Господин Хороший. Итоги года Господин Хороший. Ньюзикл Граница Давосский форум — 2015 Дебаты на Дожде архив Дебаты на Дожде с Юрием Сапрыкиным Девяностые. От первого лица День борьбы с потерей памяти День в Большом городе День выборов День зрения на Дожде Держать слово Дзядко. Вечернее шоу Дзядко3 Дилетанты До свидания, детский дом /// Марафон на Дожде Дождь в Бразилии Дождь в Петербурге. Включения с ПМЭФ-2013 Дождь в Петербурге. Включения с ПМЭФ-2014 Дождь в Сочи Дождь идет. Нам пять лет Документальное кино Дорогая страна Другие выборы Друзья на колесах ЕГЭ на Дожде Желнов Жизнь с Валерием Панюшкиным За кадром За кого Завтраки с Аленой Долецкой Зыгарь Зыгарь. Вечернее шоу И так далее с Михаилом Фишманом (архив) Игры престолов Идем на рынок Иди и смотри Интервью Интерьеры с Геннадием Йозефавичусом Интерьеры с Наташей Барбье Истории о войне Итальянское меню на Дожде Как живете Капиталисты. Клуб 33 Карта мира Картина дня Кастинг ведущих Кино эксклюзив Киновыборы Книги Козырев Live Козырев Online Коррупция на Дожде Кофе-брейк Кремер. Вечернее шоу Культурное лидерство Лекторий «Прямая речь» Лица Личная история. Блокада Лобков Лобков. Вечернее шоу Макеева Макеева. Вечернее шоу Марафон «До свидания, детский дом» Марафон «Любить Родину» Марафон #выберидождь Марафон в поддержку Дождя Мгновения Министерство культуры Монгайт. Вечернее шоу Музейный смотритель Музы Музы. Головомойка Мультфильмы Мэрри ми На крыше. Фестиваль лекций 2017 Нарезка Наринская и Ревзин Национальные кулинарные недели Немцов Мост Ненужные. Как найти подростку родителей? Нерассказанные истории Новая жизнь Новый год Новый год на ДОЖДЕ /// 2013 Новый год на ДОЖДЕ /// 2014 Новый год на Дожде /// 2016 Новый год на Дожде /// 2018 Одна башня сказала Олимпиада и паралимпиада 2012 Оскар на Дожде Открытый эфир Отправленные зрителями Охота за головами Панфилова Парфенов Парфенов 2012 Парфенов и Познер Пархоменко Первый месяц войны Перезагрузка Перепостмодернизм Петербургский экономический форум 2015 Петербургский экономический форум 2016 Петербургский экономический форум 2017 Петербургский экономический форум 2018 Петербургский экономический форум 2019 По машинам! Погода Показания к применению с Валентиной Бучневой Права Право есть Право есть и петь Предчувствие войны. Акция Президент-2042 Преступление и наказание Прилепин Пропавшие без вести Путч. 25 лет спустя ПУТЧ. Реконструкция Реинкарнация Рекламный пельмень Рубиновые звезды Русская литература. Экспресс курс от Arzamas Русский ковчег Самый важный прогноз погоды СвободуГолунову Слова, которые изменили мир Соседи Спорт высших достижений Спорт на диване Спорт на Дожде Спорт от зрителей Спорт. Андронов Стартовый капитал Стартовый капитал. Дело техники Сто лет спустя Тарантинки твлетучка Телемарафон «Свобода выбора» Телеспектакль. Дождь – это мы Технический перерыв Универсиада Утро в большом городе с Алексеем Сухановым Фестиваль «Возвращение» Фрагменты Хроники Дождя Чай со слоном Чемпионат мира на Дожде Чудное утро с Ксенией Чудиновой Шанецкая Элементарно Эпоха Гайдара. Люди перемен Перейти к списку программ Репортажи Lite Кино TED BBC Horizon Panorama Top Gear WORLD STORIES Астронавты Взрыв в Манчестере. Наши истории Голубая планета II Горожане 2.0 Дарреллы Дебаты Би-би-си День, который изменит мою жизнь Джоанна Ламли на Шелковом пути Доктор Фостер

tvrain.ru

Бизнес-консультант Боб Дорф об ошибках стартаперов и коварстве инвесторов

3 "Задача инвесторов  — получить от вас как можно больше, дав как можно меньше. переговоры с ними сжирают уйму времени. Они вас так загоняют расспросами, что времени на развитие компании не останется. И вы должны быть готовы, что по поводу вашего продукта возникнут сомнения. вас станут пытать, я вам обещаю".

Фото: Евгений Дудин / Коммерсантъ   |  купить фото

«Инвесторы хотят напиться крови и съесть ваше сердце»

www.kommersant.ru

Как Виталий Пономарев создал стартап стоимостью $500 млн и сможет ли продлить жизнь людей&nbsp

Виталий Пономарев, 30 лет Статус: основатель и генеральный директор WayRay

Технология: голографические экранные дисплеи. В 2018 году WayRay получила инвестиции от группы компаний во главе с Porsche. Эксперты оценили стартап в $500 млн технология позволила уменьшить габариты проекционного оборудования и обеспечить глубину изображения.

Основатель и генеральный директор WayRay Виталий Пономарев, отвечая на вопрос, что подвигло его стать предпринимателем, задумался. Оказывается, для ответа ему пришлось вспомнить почти всю свою жизнь: «Ребенком в четыре года я чувствовал, что достоин менять мир. Эта разность потенциалов, когда чувствуешь себя великим, а им еще не являешься, заставляет двигаться».

В детстве особыми себя ощущают многие, но далеко не каждому удается стать не просто предпринимателем, а создать технологический стартап, оцениваемый, по данным Techcrunch, в $500 млн Пономарев вспоминает, что в Баку он учился в сильной школе, где постоянно соперничал с приятелем Шакиром. Они наперегонки решали задачи по математике, программировали, проводили взрывоопасные химические опыты. Но проект робота с инерциальной навигацией учитель не оценил, а моды на стартапы в начале 2000-х еще не было.

В 2012 году Пономарев попал в аварию из-за того, что отвлекся на навигатор. Это подтолкнуло его вернуться к идее создания глобальных технологических проектов. Так появился стартап WayRay, первым продуктом которого стал наэкранный голографический дисплей. Главная особенность — объекты на нем отображались с разной глубиной, что позволяло создать удобную картинку, не мешающую, а помогающую движению.

Найти $500 млн Из-за близкого горизонта планирования венчурные капиталисты «вынуждены инвестировать не в инновации, а в эволюционные модели», рассуждает Пономарев. А компании, относящиеся к deeptech, требуют далекого инвестиционного горизонта, поэтому так редко появляются прорывные технологии.

С ним согласен венчурный инвестор, партнер iTech Capital Алексей Соловьев. «У нас средний срок держания актива — 4–5 лет. Этого недостаточно, чтобы сделать что-то поистине инновационное, особенно если входить на ранних стадиях. На поздних возможно, но в этом случае получается, что инновация уже существует, а мы ее просто поддерживаем», — объясняет он.

Пономарев признает, что единого подхода к инвесторам нет. В deeptech на первых стадиях это просто везение: надо тяжело работать, проводить много встреч. После раунда B инвесторы уже приходят сами, и тут важно побеждать конкурентов продуктом и иметь возможность выбирать, от кого принять финансирование.

Но где достать деньги, если венчурное финансирование не подходит? Для WayRay полезными оказались индустриальные фонды: они глубоко погружены в вопрос и понимают, сколько времени требуется на создание продукта.

«Мы впервые встретились с Виталием в Валенсии в апреле 2014 года на бизнес-встречах сообщества Horasis, это своеобразный спин-офф Международного экономического форума», — вспоминает один из акционеров и член совета директоров WayRay Филипп Моннье. Он работал тогда в агентстве по привлечению иностранных бизнесов Greater Geneva Bern. Бизнес WayRay был тщательно изучен и признан очень перспективным. С 2014 года стартап стал швейцарской компанией. В 2017 году в Wayray вложилась крупнейшая частная китайская компания Alibaba. В 2018-м раунд инвестирования на $80 млн возглавил немецкий автопроизводитель Porsche, также в раунде участвовал Hyundai. За это время инженеры стартапа минимизировали проекционную систему до объема в 1–2 л — это в несколько раз меньше сравнимых систем, утверждает Пономарев. А сам дисплей представляет собой тонкую пленку, которая может быть встроена в автомобильные стекла.

WayRay планировала выпустить первый продукт на собственной технологии еще в 2018 году. Но по мере изучения рынка решила переориентироваться с навигаторов на встроенные экраны для автомобильных стекол и окон зданий. Первые такие автомобили должны появиться в 2020 году, их выпустит «европейский премиальный автобренд» и китайская SAIC Motor.

Пономарев уверен, что в ближайшие 10 лет WayRay может претендовать на контракты общей стоимостью $60 млрд Ближайшая цель — «создание продуктовой линейки на €4,5 млрд для одного европейского производителя». И это не инвестор, уточняет он.

В функции экранов входят не только навигация для водителя, но еще и реклама на окнах для окружающих людей. Пономарев предполагает, что продажа ПО и рекламы даст больше доходов, чем продажа «железа», поэтому поддерживает хакатон по созданию программ дополненной реальности в одном из лучших технологических университетов мира — MIT.

Полет на альфу центавра

На волне успешных переговоров по привлечению инвестиций и заключению контрактов Пономарев опять почувствовал разность потенциалов, не позволяющую останавливаться на достигнутом или плыть по течению. Стартапу пора превращаться в индустриальную компанию. «Компания должна быстро и четко работать. Это сравнимо с подготовкой запуска на Луну», — говорит Пономарев.

В порядке «подготовки к полету» Виталий отправился учиться в Гарвардскую бизнес-школу, которую рекомендовал ему Моннье. Цель — завести новые знакомства, расширить кругозор и научиться видеть более далекие перспективы. Одна из перспектив особенно увлекла Пономарева: это исследования в области продления человеческой жизни.

WayRay отнимает у Пономарева большую часть времени, но несколько лет назад он задумался о том, как много проблем человечества вызвано близким горизонтом планирования. Из-за этого не только венчурные капиталисты редко вкладываются в инновационные проекты, но и политики руководствуются сиюминутными соображениями. В качестве примера Пономарев приводит президента США Дональда Трампа, который решил выйти из парижского договора по сокращению выброса углекислых газов: «Его не волнует экология, интересует только ВВП».

Решения будут более взвешенными, если люди будут жить дольше, рассудил Пономарев и запустил некоммерческий проект Centaura по поиску способов продления жизни людей.

«Это уже запуск не на Луну, а на альфу Центавра», — говорит Виталий. В этом проекте сложность представляет не только очень большой объем необходимых средств, но и далекий горизонт планирования. Провести все исследования и получить одобрение FDA на разработанные методики он планирует к 2032 году.

Он привычно критикует существующие проекты. Есть до десятка более или менее известных компаний, которые что-то в этой области делают, но большинство из них играют в «горячую картошку», говорит Пономарев: они вкладываются из соображений «Google знает, что делает», «Джефф Безос знает, что делает».

Пономарев не планирует делать из Centaura бизнес — он намерен привлекать средства от заинтересованных в продлении жизни людей лиц, организаций и государств и распределять их среди научных лабораторий, которые могут сделать нужные исследования. На данный момент он вложил в проект $16 млн собственных средств и собрал научную команду из 40 человек. Пока слишком мало известно о подходах Пономарева к решению проблемы долголетия и сложно судить, удастся ли ему собрать на эту задачу требуемые десятки миллиардов долларов. Есть только один способ узнать, получится ли проект, — дождаться конца года. Виталий обещает, что уже в 2019 году выйдут первые научные публикации. Тогда полет на альфу Центавра можно считать как минимум стартовавшим.

Другие материалы проекта «Глобальные русские»

news.rambler.ru

Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о