Политическая оценка песен оксимирона – Oxxxymiron и большая политика – Антон Железняк – Блог – Сноб

alexxlab
alexxlab
13.09.2020

Oxxxymiron и большая политика – Антон Железняк – Блог – Сноб

+T

Буквально год назад такой заголовок звучал бы смешно и абсурдно. Ну как русский рэпер может влиять на массы? Да так, чтобы его имя звучало не только на профильных сайтах и пабликах, но и на специализированных форумах, а также в преддверии Выборов в Государственную Думу – 2016?

Но обо всем по порядку. В 2008 году после нашумевшего (и непривычного русскому обывателю) клипа «Я хейтер» о неком Oxxxymironе начали говорить. Но никто и не предполагал, что в меру техничный русский Фёдоров Мирон, живущий в Англии, через несколько лет будет звездой внушительного масштаба!

Отправной точкой стремительного роста Мирона стал 2011 год, когда был выпущен его дебютный альбом «Вечный жид», а также распался творческий коллектив Vagabund, в который входил широко известный в узких кругах батл-рэпер Schokk.

Всё бы ничего, типичная история разборок внутри индустрии и субкультуры, но спустя некоторое время начался стремительный подъем нашего героя. В одном из своих треков Oxxxymiron заявляет, что «…строит Империю с нуля и на века», после чего начинается бесконечная череда «хайпа» и безумных гастрольных туров, взрыва популярности в России, а также четырёх выигрышных выступлениях на рэп-батлах «Versus», которые в совокупности собрали уже более 47 миллионов просмотров. Безусловно такая популярность привлекла внимание не только среди фанатов культуры.

Первое упоминание творчества Мирона в срезе политики я услышал на панельной дискуссии на форуме «Территория смыслов на Клязьме», когда был участником смены «Молодые депутаты и политические лидеры». Причём тема дискуссии, в которой и был упомянут данный исполнитель, звучала как «Технологии государственных переворотов». Я очень удивился, но, собственно, это было в меру ожидаемо. После крайне интересного и яркого альбома «Горгород», который описывал как типичную политическую систему города, так и высмеивал проблемы общества в целом, стоило только ждать, когда кто-то возьмется за анализ альбома с точки зрения роста протестных настроений среди молодёжи. Аналитик процитировал строку из трека «Кем ты стал»: «Но если вокруг взят курс на войну с изменой, то не проповедовать бунт, х***, кощунственно!» и высказал мысль, что подобные призывы крайне негативно могут влиять на умы молодёжи и формировать приятие бунта и революционные настроения.

Я обратил внимание на это с интересом. «Государство его заметило», а сегодня в сети появилась новость, что лидер парламентской партии «Справедливая Россия» Миронов Сергей Михайлович «проведёт предвыборные рэп-дебаты под псевдонимом OxxxyMironov», что без какого-то сокрытия отсылает нас к нашему герою нового времени – Oxxxymironу.

Так, к небывалой популярности среди молодёжи, постоянных выступлений, крупного контракта с Reebok и интервью в популярных СМИ, добавляется известность в политическом поле, в том числе, благодаря в меру политизированному альбому и успешному формату батлов. То ли еще будет? Ведь всё переплетено.

Другие материалы автора Следующий

snob.ru

Оксимирон об Оксфорде, траве, идеологии и проблемах русского рэпа – Архив

— Вы поступили в Оксфорд на специальность «средневековая английская литература». Я все могу понять, но почему средневековая-то?

— Ну я пошел на «английскую литературу», потому что у меня всегда хорошо было с английским в школе. А почему средневековая… Ну упрямство такое. Очень мало русскоязычных людей вообще когда-либо учились в английских университетах по литературной линии — а на средневековой не учился, по-моему, вообще никто. Вот я ее и выбрал. У нас все кончалось Чосером, а начиналось с «Беовульфа» — то есть это по сути была такая смесь лингвистики, изучения манускриптов и немного археологии. В общем, более задротскую тему сложно себе представить. Там учились такие чуваки! У одного татуировка на спине была на староанглийском, например. Кстати, я параллельно поступал — и поступил — в Лондонскую школу экономики на «международные отношения». И постфактум жалею, что туда не пошел. Понятно, что Оксфорд — это бренд, понятно, что узнав, что меня приняли, я … и пошел туда. Но смысл в литературоведческом дипломе нулевой. Даже оксфордском. Понты, как максимум.

— Ну а познавательная какая-то ценность?

— Ноль. Ну то есть для кого-то она и была, может быть, но я безумно лениво вел себя в университете, и ничему новому там меня не научили. У меня вообще пик интеллектуального развития пришелся на 14–16 лет, с тех пор я ничего нового не выучил. Серьезно, это не поза. Как раз когда я поступил на «английскую литературу», я читать и перестал, потому что это стало обязанностью. Я практически сразу забил на учебу и начал заниматься русским студенческим обществом.

— Клубом, что ли? Это как в книжках у Ивлина Во?

— Ну на практике все отличается. В зависимости от президента общества, они могут либо собираться вместе, смотреть по 150-му разу «Иван Васильевич меняет профессию» и бухать вместе, либо какими-то более адекватными вещами заниматься. Я в качестве президента туда привозил Буковского, Мишу Вербицкого с лекцией про антикопирайт, на которой его осыпал мукой трансвестит Тельников. Вербицкий, наверное, оказал на меня самое большое влияние из ныне живущих людей. Какой-то набор моих моральных ценностей — свобода информации, примат творчества над любой другой человеческой деятельностью, кроме секса, — во многом идет от Вербицкого. Но ни в какой культ я его не возводил, конечно, особенно когда мы познакомились и он меня назвал зловонным карликом. (Смеется.) Ну и музыку какую-то тоже я через него услышал — «Банда четырех», «Утро над Вавилоном», я все это до сих пор люблю.

— Ого. Не ждешь такого от русского рэпера, честно скажу.

— А я тогда рэпом и не занимался. С 2002-го по 2007-й у меня была пауза — только потом познакомился в Лондоне с ребятами, и они меня сподвигли на то, чтобы что-то записать.

 

 

 

— И как рэперу вам оксфордское образование ничего не дало?

— Абсолютно. Я всегда смеюсь над людьми, которые говорят: «Ну да, у него такие умные тексты, он закончил Оксфорд». Это вообще никак не связано, мне Оксфорд ничего не дал, кроме нескольких депрессивных лет и полезной галочки в биографию. Ну и друзей.

— То есть рэп до Оксфорда появился?

— Да, конечно. Хип-хоп я начал слушать в Германии, а до того слушал русский рок. Ну это от родителей. Я, кстати, до сих пор «Аквариум» и «Гражданскую оборону» люблю. И Янку Дягилеву, и какой-то еще сибирский панк. Мне кажется, это что-то мое, что-то очень русское; и если, скажем, то, что я делаю, во многом просчитано, то здесь такие пласты бессознательного. Ну что я там еще слушал… Регги, Joy Division. А потом мне попались, кажется, The Fugees. Мне понравилось, я начал как-то копать. А делать я рэп начал, потому что понял, что не умею ни петь на таком уровне, чтобы на этом что-то построить, ни писать стихи сами по себе. Ну то есть на тот момент я тупо копировал Бродского, а начитанный 14-летний мальчик, который пишет с интонациями еврейского старика, — это в лучшем случае забавно. И когда я услышал рэп — опа! Там-то ничего этого уметь не нужно. Соответственно, я начал выкладывать какие-то опусы на hip-hop.ru, свой первый альбом записал в 2000-м на кассетник, в 2001 году даже участвовал в баттле… Другое дело, что потом была пауза, ­потому что я понял, что делаю сугубо некачественный продукт, и бросил записываться.

— Наверное, поэтому кажется, что вы как-то очень быстро появились и взлетели, без разгона.

— Нет, это радикально не так. Я в 2008-м уже начал активно что-то делать — но до позапрошлого года обо мне знали только рэперы. И я считаю, что это бонус на самом деле. Я никогда не был каким-то арт-проектом из тех, что любит столичная публика, — ну там «Птицу емъ», вот это все. Я совершенно из другого контекста. То есть по сути я гораздо ближе к чувакам, которых считаю за говнорэперов, ко всему российскому мейнстриму. Я прошел весь тот же самый путь.

 

 

 

— Но ведь посыл у вас сразу был довольно ломовой, тут уж точно разгона никакого не было.

— Да. Тут две причины. Во-первых, ровно такой посыл я слышал у моих любимых западных исполнителей. Эмси должен появиться и сразу заявить о себе — причем не песней про любовь, потому что он просто еще не будет достаточно технически подкован, чтобы эту тему преподнести. А во-вторых, я всегда поражался очень низкому уровню развитию русского рэпа. Тому, как люди ленятся, не хотят развиваться, а вместо этого сидят и говорят: «Да насрать, что это хреново, зато это наше, родное». Причем по содержанию все не так плохо — есть интересные идеи и так далее. Но по форме… Классическое отношение примерно такое: «Зачем нам флоу, зачем нам читка? Это все для ниггеров». Это все равно как если ты учишься играть в баскетбол, сказать: «А зачем мне учиться дриблингу, я лучше сразу подойду и положу мяч в кольцо». Да пошел ты на …! Ты играешь в эту игру — и ты должен выучить правила. Иначе это превращается в стихи под музыку. Если я, не дай бог, что-то зачитал и вылетел из ритма на миллисекунду, я вернусь на студию через весь город и перезапишу. А в русском рэпе офбит — это часть общего пофигистического подхода, чаще всего это просто халатность. Двойные рифмы тоже не являются моим изобретением, это стандарт в хип-хопе уже 15 лет. Если в Америке сейчас выйдет чувак и зачитает без двойных рифм, его просто не будет никто слушать — причем, разумеется, ни один черный не знает, что такое двойные рифмы, это на уровне условного рефлекса. Ну и так далее. Мне еще все это потому обидно, что если, например, сравнить Россию с Англией, английская хип-хоп-тусовка у русской в финансовом плане откровенно посасывает. Там нет таких денег и гастролей, нет такого коммерческого успеха — и при этом там гораздо больше оригинальных эмси.

 

— А вот как так вышло? Ну это же с ума сойти — что в России хип-хоп больше, чем в Англии.

— Все логично. Рэп очень легко воспроизводим. Раньше такая фигня была с песнями под гитару, а тут теперь даже гитара не нужна — компьютер и интернет есть у всех, каждый сам себе рэпер. Это, конечно, приводит к понижению качества, но я не буду жаловаться, как старички: ой, вот раньше нам надо было, чтобы записаться, ехать на студию на окраину Москвы, платить деньги… Ну надо было — потому русский рэп и был таким скудным. Никакого контроля качества — у кого есть доступ к студии, тот и герой. А нынешняя тотальная демократия — это замечательно. Если б у меня не было интернета, хрен бы я пробился. Да и тем более интернет не мешает всем лениться. Даже я, если бы не ленился, был бы гораздо круче. Я к себе в этом плане очень критично отношусь. Наверное, если бы я курил траву много, лучше относился бы.

— Да, трава — это для русского хип-хопа важная вещь.

— На мой взгляд, это один из главных тормозов русского рэпа. На русского белого человека в среднем трава влияет убийственно — расслабляет, отупляет. Я даже проводил следственный эксперимент — пару раз накуривался в полную смятку и ставил «АК-47» и все такое. И меня впирало! Я начинал чувствовать, как басы хорошо входят, восприятие менялось абсолютно. Но в трезвом состоянии это слушать невозможно. И когда я смотрю клип какого-нибудь Scrufizzer и меня совершенно разрывает то, как он шпарит, — а потом вижу, что в России миллион просмотров собирает чувак, который рифмует «кровь» и «любовь»…

 

 

 

«Я даже проводил следственный эксперимент — пару раз накуривался в полную смятку и ставил «АК-47» и все такое. И меня впирало! »

 

 

 

— Ну вот да. Все равно ведь при всех ваших навыках и стараниях у какого-нибудь Бахти просмотров сильно больше, чем у вас.

— Меня это не обламывает. Все равно русский рэп сейчас развивается куда больше, чем пару лет назад. С другой стороны, я искренне не верю в то, что могу конкурировать с людьми вроде Бахти. Не то чтобы я считал себя каким-то большим интеллектуалом, но это просто вопрос среднего образовательного уровня населения. У Бахти, может, и душевные песни, но, на мой взгляд, это очень дешевая музыка. Для меня куда большей загадкой является моя собственная популярность, а не его. Которая, к слову, иногда несет с собой однозначные минусы — потому что люди, которые должны были бы пойти на концерт Бахти, приходят ко мне. Я раньше думал, что если буду делать музыку поинтеллектуальнее, они сами отпадут, но нет — по-прежнему регулярно наблюдаю в первых рядах чуваков, которые между песнями кричат: «Красава, давай еще …!»

— Так разве это не хорошо? Ну образовательная функция какая-то, например.

— У меня никаких мессианских чаяний нет. Когда люди говорят, что, послушав меня, они начали читать книги… Ну, по-моему, это свидетельствует только об очень плачевной ситуации с образованием в России.

 

 

 

— Мне вообще казалось, что у вас аудитория не вполне характерная для русского рэпа. Вы же сами читали — «теперь меня слушают хипстеры, арт-богема». Когда Навальный в твиттере спросил, какой бы русский рэп ему послушать, вас назвали в первую очередь.

— Меня это и радует, и раздражает. Раздражает, потому что эти люди ни фига не понимают в хип-хопе: получается, что они меня слушают просто за то, что у меня словарный запас не как у Эллочки-людоедки. Я вообще не могу определиться, кто мне ближе — чувак, который ни одной книжки не прочитал и при этом интуитивно шарит в рэпе, или чувак, который читает журнал «Афиша», но про рэп ничего не знает. К тому же у этой публики очень короткая память: сегодня Муджус, завтра я, послезавтра «Копы в огне». Это не те люди, которые будут меня кормить. А кормить меня будут 16-летние чуваки в бейсболках.

— Вы умудряетесь одновременно общаться и записываться с Луперкалем, который читает про то, как надо мигрантов из страны выгонять поганой метлой, — и приятельствовать с Лехой Никоновым из «П.Т.В.П.». Мне кажется, если бы эти два человека оказались в одном пространстве, они бы сразу подрались.

— Почему?

— Ну потому что Никонов — ярый левак, а Луперкаль — очевидно правый. И странно, конечно, что именно вы, человек, который сам был в шкуре мигранта, так его привечаете.

— Ой, да ну. Мне кажется, что в современном мире линия фронта проходит совершенно по другим рубежам. Грубо говоря, и Луперкаль, и Никонов — люди читающие, думающие, не чуждые каких-то душевных порывов. Что им делить? Ну что один считает, что нужно выдворять мигрантов из страны, а другой левак? Да это чушь! Идеология ничего не стоит; не по ней проходит разлом. Я уверен, что оба этих человека — за свободный интернет, за общество без цензуры, без политических репрессий. Какая разница, нацист человек, ультракоммунист или пидор? Важно, чтобы он мог существовать и биться за свои культурные ценности. Эти люди не враги друг другу. Их враг — это бюрократ в костюме, который лицемерит про семью, религию и мораль. Вот кто враг, а не бритый чувак и не энбэпэшник. Левые, правые… Есть два типа людей. Первые при виде неизвестного явления хотят его запретить. Вторые — не хотят. С первыми я не могу общаться, со вторыми — могу. Вот и все.

— Окей, но вам не становится стремно, когда вы слышите, например, трек Луперкаля «Тут не Франция»: «Давно доказан факт, человек не уживается со стаей горилл и макак», вот это все…

— Мне не очень хочется обсуждать политические вопросы. У вас есть условный рефлекс, который задан вашим социальным окружением: о Боже, наверное, завтра будут погромы, Луперкаль придет и разгромит «Солянку» и «Стрелку». На самом деле гораздо раньше к вам придет кто-нибудь сверху, закроет вас и параллельно закроет Луперкаля.

 

 

 

— Интересно, вы так пылко об этом говорите, притом что собственно в песнях ваших этих материй почти не касаетесь.

— Я их не касаюсь по той же простой причине, по которой я считаю, что надо начинать не с треков про любовь, а с техники. С социалкой надо быть очень аккуратным. Это такая штука, что если не безумно хорошо сделано — значит, сразу очень плохо. Плюс, честно говоря, не хочется быть Андреем Вознесенским, который по любому поводу писал стихотворение. Вообще, это хороший и сложный вопрос. Я сейчас его в своей голове решаю. С одной стороны, есть позиция, что с политикой нельзя вязаться вообще никак, потому что рано или поздно это выйдет боком. С другой — когда это влияет на твою каждодневную жизнь, молчание может быть приравнено к трусости.

— Вы же недавно как раз написали, что вас … ваш рэп и надо перепридумывать себя заново. Это и имеется в виду под решением вопроса?

— Я ж говорю, я не знаю. Понимаете, для меня-подростка, конечно, главным рэпером был Эминем. Эминем вывез первые свои три альбома — великие — на том, что рассказывал про себя. На первом — про то, как ему плохо. На втором — про то, как ему неожиданно стало хорошо. На третьем — как ему плохо, оттого что хорошо. Я этот путь повторить уже не могу. Неинтересно. Я сейчас немножко чувствую, что мои тексты не соответствуют месту, которое я занимаю или должен занимать. Конечно, провоцировать порнухой и расчлененкой — это круто, но это однообразно. Хочется чем-то новым шлюзы свои заполнить и при этом вырасти. Я хочу ответить на вопрос, можно ли вырасти, не став мягче. А, ну да, и юмора не растеряв. Ну то есть не юмор, ненавижу это слово. Но если я начну когда-нибудь вещать что-то с серьезным фейсом, если у меня появится вот этот перст указующий, вот это «у-тю-тю»; короче, если я когда-нибудь выпущу свой альбом «Ясно»… Не дай бог, в общем.

 

daily.afisha.ru

гайд по творчеству Oxxxymiron — Блоги — Эхо Москвы, 10.11.2017

6 ноября в «Олимпийском» прошёл концерт Oxxxymiron. По оценкам самого исполнителя, он собрал 22 тысячи человек. Рассказываем, чем прославился, кроме баттлов, зачем его слушают и почему у него в творчестве не всё так однозначно.

Пик популярности Оксимирона пришёлся на лето 2017: его баттл с рэпером Гнойным посмотрели более 26 миллионов человек. Но начиналось всё не с баттлов. Точнее, не совсем с них.

В 2001 году Oxxxymiron, тогда ещё — Миф (от Мирон Фёдоров, его настоящего имени), зарегистрировался на Hip-Hop.Ru. Он познакомился с другими рэперами, записал пару песен, поучаствовал в баттлах, но вскоре вылетел и приостановил хип-хоп деятельность на 7 лет.

В 2007 при поддержке Optik Russia Мирон Фёдоров возвращается к музыке. Optik Russia — это немецкий лейбл русскоязычных эмигрантов. Мирон снова вернулся на Hip-Hop.ru, принял участие в баттле и дошёл до полуфинала.

В 2010 он покинул Optik Russia и решил создавать собственный лейбл — Vagabund. Под этим лейблом и вышел первый альбом Oxxxymirona «Вечный жид».

Альбом «Вечный жид»

Название алюбома — отсылка к библейской легенде. По преданию, вечный жид (Агасфер) — это иудей, мимо дома которого Христа вели на распятие. Христос попросил разрешения опереться о стену его дома и передохнуть, но Агасфер отказал со словами «Иди, чего медлишь?». За своё жестокосердие он обречён скитаться по свету до второго пришествия Христа.

Треки, вошедшин в альбом «Вечный жид», в основном автобиографичны, с содержательной стороны они представляют рефлексию Oxxxymiron’а, с точки зрения формы это попытка найти баланс между граймом (от англ. grime — «грязь»; английский музыкальный жанр, характеризующийся быстрым темпом читки и минималистичным брейкбитом) и лирикой.

2849202

Альбом «Горгород»
В отличие от «Вечного жида», второй альбом Oxxxymiron’a полностью концептуален. Здесь исполнитель рассказывает историю города, играя с символами, литературными и библейскими аллюзиями.

На обложке альбома — вторая башня Питера Брейгеля-старшего. Вообще у Брейгеля было два варианта Вавилонской башни. Тот, который мы все знаем, — светлая. У подножья башни — толпа людей: строители падают ниц перед Нимродом, выделившим деньги на постройку башни, которая должна была вознести людей до уровня неба.

2848822

Но есть малый вариант картины. Там башня написана в тёмных тонах, людей не видно, корабли пусты. Её и использует Oxxxymiron для обложки «Горгорода». А сам альбом — это рассказ о некоем городе, представляющем модель государства. Каждый трек альбома — новая глава истории. Также в треках использованы вставки — записи автоответчика.


Фото: https://www.flickr.com/
Чтобы открыть содержание главы, наведите мышку на картинку

Само название «Горгород» — это тоже отсылка к Толкину. Как, кстати, и башни — они имеют двоякое толкование. В альбоме «Вечный жид» есть трек «Восточный Мордор». Если смотреть по карте Средиземья, это самая правая часть карты. Слово «Горгород» — отсылка к плато Горгорот Толкина. Он находится в Мордоре, в центральной его части. На плато стоит башня Саурона — Барад-Дур — из чёрного камня, как и башня на обложке альбома. Но в самом альбоме трек называется «Башня из слоновой кости». Слоновая кость — белого цвета. Значит, упоминаемая башня должна быть белой, и аллюзия на Барад-Дур здесь неправильная. Это даёт поклонникам повод говорить о возможности второй части альбома: в Средиземье была ещё одна башня, построенная из светлого камня, — башня Минас Тирит, «Крепость Солнца». Есть версия, что лирический герой совершает путешествие из Восточного Мордора в Минас Тирит и путешестие это ещё не закончено. Кстати, название лейбла Мирона Vagabund происходит от латинского vagabundus — «странствующий, скитающийся».

Источники: 20 рэп-альбомов 2010-х. Oxxxymiron «Вечный жид»
«В ДУХЕ КОНСПИРОЛОГИИ»: ПОЧЕМУ OXXXYMIRON МОЖЕТ ВЫПУСТИТЬ ЕЩЁ ОДИН АЛЬБОМ
Фото: Википедия
YouTube

echo.msk.ru

«Быть проводником любой пропаганды, призывов или лозунгов я не собирался» — VSRAP

Би-би-си: После переезда в Англию тебе удалось найти друзей, разделявших твои вкусы? В Слау (городе к западу от Лондона) у тебя сразу появилась компания?

Оксимирон: Нет! Если честно, заводить друзей мне было сложно и в Германии, и в Великобритании. Когда я переехал в Германию, я ни слова не мог сказать по-немецки — естественно, это стало большой проблемой. К тому же тогда у моих немецких одноклассников взгляды на жизнь сильно отличались от моих. В Англии история повторилась, но я уже был увлечен хип-хопом, который занимал все мое время. Я искал кого-то, кто бы меня понял. Не найдя никого в Великобритании, я стал искать в сети. В 2001 году я наткнулся на русскоязычный форум (hip-hop.ru — прим. Би-би-си), который на протяжении десяти лет был главной хип-хоп-площадкой в России. Через него я познакомился с огромным количеством людей, со многими встречался потом в России и Европе. Это был реальный способ общаться с другими людьми, увлеченными хип-хопом.

Оксимирон в студии Лондонского радио BBC

Би-би-си: Если в Слау с рэпом не очень складывалось, полагаю, когда ты попал в Оксфорд, лучше не стало. Ты всегда хотел там учиться?

Оксимирон: Я никогда не думал об Оксфорде. Я даже не рассматривал такую возможность. Мне, как и большинству людей в мире, Оксфорд казался чем-то далеким и недостижимым. Я знал о существовании Оксфордского и Кембриджского университетов, но никогда не думал, что у меня появится хоть малейший шанс там учиться.

Меня вдохновила учительница по истории — профессор Фостер. Она сама училась в Оксфорде и преподавала в моей школе. Она подсказала, что если мне интересна история и философия, то стоит попробовать поступить туда. Мне ее предложение показалось странным и нереалистичным, но я попробовал — и поступил! Это стало полной неожиданностью. По правде говоря, первые пару лет я плохо понимал, что там нужно делать.

Би-би-си: Тебе нравилось учиться в Оксфорде?

Оксимирон: Это место вызывает противоречивые чувства — одновременно и любовь, и ненависть. Оксфорд — своего рода теплица для интеллектуалов, там можно заниматься самыми разными вещами, взять хотя бы местные библиотеки. Но было и то, что мне не нравилось, хотя дело скорее во мне, чем в университете.

Мне снова было трудно найти общий язык с людьми, с которыми предстояло учиться. Большинство этих ребят закончило частные британские школы, несколько поколений их предков учились в одном и том же колледже, и все в таком духе.

Все это говорит в большей степени о моих комплексах, чем о недостатках университета. Конечно, я мог бы найти с ними общий язык, но по разным причинам это было сложно, поэтому я тусовался в основном с русскими.

Пережить это время мне как раз помог хип-хоп. И те, кто начинал на улице, и те, кто оказался в ситуации вроде моей, скорее всего, расскажут одну и ту же историю про то, как их спасла музыка. В моей жизни было именно так.

Би-би-си: Изменило ли изучение литературы твое отношение к хип-хопу? Или, возможно, наоборот, хип-хоп помог тебе в изучении литературы?

Оксимирон: Скорее второе. Разве что, изучая древнеанглийский язык, «Беовульфа» и другие произведения, я понял, что баттлы — феномен не только черной американской культуры. Нечто подобное существовало в разные эпохи в разных культурах по всему миру. Поэтическая дуэль — то, что в хип-хопе стало баттлом двух MC, — встречается по всему миру. Это можно найти и в скандинавской поэзии и даже где-нибудь в Австралии.

Би-би-си: Это напоминает другую традицию — дебаты, которые так распространены в Оксфорде, Кембридже и частных школах. Там тоже есть аргументы, противники, которые подбирают наиболее точные выражения, чтобы донести свою точку зрения.

Оксимирон: В каком-то смысле — да. Но, естественно, в баттл-рэпе есть множество других составляющих: артистизм, убедительность, психологический фактор. В отличие от дебатов, баттл может перейти в физическое противостояние. Это, конечно, не бокс и никогда им не будет, хотя драки периодически случаются.

Би-би-си: Вы стоите лицом к лицу…

Оксимирон: Ты стоишь лицом к лицу с человеком, которому говоришь немыслимые вещи, которые за пределами баттла совершенно точно привели бы к конфликту.

Оксимирон

Би-би-си: За какое время вы узнаете, с кем будет баттл? И сколько времени обычно уходит на подготовку?

Оксимирон: Всегда по-разному. О своем последнем баттле в России я знал за год, а иногда узнаешь за месяц. Что касается подготовки, то это всегда от пяти дней до двух недель. Большую часть времени я просто думаю над предстоящим баттлом, а текст пишу в самый последний момент. Я никогда не готовился дольше двух недель.

Би-би-си: Случались ли моменты, когда строчки просто вырывались прямо во время баттла? Или по большей части это все-таки написанный заранее и заученный текст?

Оксимирон: Как у многих MC, у меня был опыт в фристайле. Но лет в 20-25 он мне просто наскучил, потому что это очень однообразный спорт. Вначале все кажется очень увлекательным: «Ой, как это так, он все придумывает на ходу!» Но потом становится ясно, что написанный заранее текст всегда будет интереснее того, что можно нафристайлить. Баттлы основных мировых лиг последних десяти лет — в том числе те, в которых участвовал я, — все пишутся заранее.

Тем не менее, все равно есть элементы фристайла. Ты не стоишь и не выпаливаешь вызубренный текст. Естественно должна быть импровизация, иначе баттл выйдет мертвым. Иногда я использую то, что в баттл-рэпе называется «флип». Когда противник заканчивает раунд, можно начать его же словами, швырнув их ему обратно в лицо. Можно сделать то же самое где-нибудь в середине. Это немного сложнее, но все эти приемы существуют.

У меня был только один баттл на английском, все остальные — на русском. Английский — это третий язык для меня, и его уровень далек от того, как я говорю по-русски.

Znalezione obrazy dla zapytania oxxxymiron oxford

Баттл с Dizaster в США в прошлом году стал моим первым англоязычным баттлом. Если честно, до его приглашения, я бы даже не подумал, что когда-нибудь решусь писать на английском. Но я все-таки это сделал, переступил границу, так что теперь не исключено, что напишу на английском и что-нибудь еще. До баттла я не написал на нем ни единой строчки. Это был прыжок с головой в ледяную воду.

Би-би-си: В некотором смысле баттл вышел политическим: вы спорили об Америке, заигрывали со стереотипами о России.

Оксимирон: С самого начала было понятно, что баттл будет политическим. На мой взгляд, наш баттл сам по себе был довольно уникальным, именно поэтому он привлек столько внимания не только в России. Мы баттлились в 2017 году, когда напряжение между двумя странами уже было огромным. Dizaster — ливанец, родившийся в Америке, я — русский еврей. Там реально есть, о чем поговорить.

Как баттл-рэперы мы были жесткими насколько это возможно, оскорбляли друг друга, пытались достать друг друга эмоционально и словесно. И тем не менее, мы объединили людей, собрали их вместе, и я думаю, мы оба осознавали это с самого начала.

Учитывая политическую обстановку, это был особый баттл. Собралось очень много русских. Большинство из них давно живут в США, но были и те, кто специально приехал из России. Моего оппонента поддерживали рэперы из Лос-Анджелеса, Канады. И все эти люди мирно сосуществовали на одной площадке.

Не хочется преувеличивать или показаться нескромным, но это было почти дипломатическое мероприятие. Там встретились обычные люди из двух стран. Когда встречаются политики, это всегда выглядит немного искусственно. Судя по событиям в мире, они изо всех сил стараются не облажаться.

Баттл — всего лишь крошечное событие на небольшой площадке в Лос-Анджелесе, но было ощущение, что мы все просто люди и все равны. Несмотря на то, что мы из разных стран, принадлежим к разным культурам, говорим на разных языках, болеем мы одним и тем же. По-моему, американцев очень удивило, что в России настолько любят баттл-рэп — настоящий баттл-рэп, рожденный в Америке. Так что в итоге это событие объединило страны.

Би-би-си: В то же время я сомневаюсь, что тебе хотелось, чтобы тебя воспринимали как голос России, как человека, представляющего Россию как государство.

Оксимирон: Очень важно разделять государство и людей. Я оказался в странном положении: я понимал, что — хочу я того или нет — я все равно представляю Россию. И я хотел представлять свою страну без всяких сомнений. Но быть проводником любой пропаганды, призывов или лозунгов я не собирался.

Не думаю, что Dizaster с американской стороны хотел бы чего-то подобного. В итоге я шел по очень тонкому льду. С одной стороны, нельзя было стать инструментом госпропаганды. С другой, я понимал, что единственный способ достать оппонента — стать воплощением собственной культуры и противопоставить себя ему.

В первом раунде я предсказуемо использовал антиглобалистскую критику в адрес Штатов. Я и сейчас готов под ней подписаться. Во время баттла я не могу говорить о чем-то, что не совпадает с моими взглядами, это было бы лицемерием. Естественно, я бросил все это ему в лицо, потому что он вышел на баттл под флагом США. Я использовал это в своих интересах. И — да, я говорил фразы типа «Mother Russia!»

Би-би-си: Как «Рокки-4», только для поколения баттл-рэпа?

Оксимирон: Именно. Но мне хотелось, чтобы люди поняли, что в конечном счете я говорю за себя и своих людей, а не от лица какой-то госмашины. Поэтому в первом раунде я подчеркнул, что мне не нравится власть в России.

Би-би-си: Здесь, на Западе, складывается впечатление, что такая дискуссия в России невозможна. Но ты утверждаешь, что в рамках баттл-рэпа это происходит.

Оксимирон: По-моему, в той или иной форме дискуссии ограничивают по всему миру. В некоторых случаях это происходит из-за вмешательства государства и отсутствия свободы прессы. Россия — тому пример. Но популярность баттл-рэпа продолжает расти, и я правда надеюсь, что его не станут загонять в рамки, а на Западе его не коснутся ограничения из-за общественного мнения и политкорректности. Мне кажется, это отличная платформа, чтобы объединять людей — даже если со стороны кажется, что это агрессивная среда с криками, толчками и альфа-доминированием. Отчасти это похоже на школу, когда после драки вы становитесь лучшими друзьями. Идейно это напоминает атмосферу баттл-рэпа.

Znalezione obrazy dla zapytania oxxxymiron versus

Би-би-си: Я заметил, что во время баттла, даже когда ты слышал в свой адрес ужасные оскорбления, ты продолжал улыбаться.

Оксимирон: Я, конечно, не улыбался все время — иногда по моему лицу можно было сказать, что мне не нравится то, что я слышу. Но я все-таки MC, я люблю и уважаю хип-хоп и всю эту культуру. Так что, когда я улыбался, поддерживая моего оппонента, значит, я просто наслаждался тем, что он делает: рифмами, схемами, темами. И дело не всегда в содержании — мне может просто нравиться, как MC подготовлен. По-моему, у баттл-рэперов есть что-то вроде братства.

Би-би-си: Как человек, долго проживший в Великобритании, а теперь живущий в России, ты переживаешь, что отношения между этими двумя странами ухудшились?

Оксимирон: Как и любого человека, меня волнует, что нас откинуло во времена холодной войны, когда в этом уже нет никакой необходимости. Это особенно чувствуется после поездки в Штаты и после того, как мы привезли Dizaster’а в Украину и Россию, вместе выступили в Киеве и Омске. Я уверен, он сказал бы то же самое на моем месте.

Люди примерно одинаковые повсюду — вне зависимости от расы, национальности, языка. Суть у всех одна: они переживают из-за похожих вещей, борются за одно и то же. Конфликт политических систем двух государств никому не нужен, это опасно и позорно. Я, конечно, надеюсь, что проблема разрешится сама собой, но я реалист — и, судя по новостям, это произойдет нескоро.

Би-би-си: Твои слава и влияние в России позволяют тебе открыто говорить, когда ты не согласен с властью? Или ты допускаешь, что где-то есть черта, которую тебе не дадут перейти?

Оксимирон: Я знаю, что рэп всегда был политизирован, но это не значит, что каждый хип-хоп артист такой. Если посмотреть на современные западные чарты, там вряд ли найдется много треков на остросоциальные темы.

Я рэпер — не политик, не политический эксперт или аналитик, это слишком скользкая дорожка для меня. Если бы в России был человек или некая сила, которую я мог бы целиком поддержать, я давно бы это сделал. К сожалению, пока я ничего такого не вижу — ни на одном из концов политического спектра. Так что я лучше поучаствую в чем-то позитивном — как, например этот баттл, в котором, как ни крути, тоже есть политическое измерение: мы заставили людей встретиться, объяснили русским, что по ту сторону не какие-то злобные дикари и тупые американцы. Нам все эти стереотипы постоянно скармливает телевидение, в то время как с другой стороны, на Западе, много антироссийской пропаганды.

Это может прозвучать высокопарно, но я стараюсь хоть немного просвещать людей — у меня много фанов в России, и я стараюсь донести до них то, какова на самом деле жизнь в других странах. Но хочу ли я, условно говоря, лезть на баррикады? Нет, это обесценило бы то, что я делаю как артист. Я постоянно переезжал, из-за чего оказался в особом положении, позволяющем увидеть, что в других странах тоже полно проблем.

И да, многое в России, в руководстве страны меня не устраивает, но я скептически отношусь к тому, как страну демонизируют на Западе. А такого сейчас много, очень много. Западу я бы хотел сказать то же самое, что и России: политические цели и жизнь обычных людей — это не одно и то же. Вот и все.

Znalezione obrazy dla zapytania oxxxymiron europe

Я хорошо понимаю молодых людей в России. Я был почти в каждом городе с населением больше полумиллиона жителей. Молодежь везде одинакова. Эти люди сидят в интернете, слушают музыку со всего мира, интересуются модой. Они фокусируются на сходствах.

С каждым годом молодых все сложнее заставлять ненавидеть. Я смотрю на это с оптимизмом: эти дети гораздо свободнее, чем даже мое поколение, не говоря уже о предыдущих. Так что пока не отрубили интернет и не закрыли границы, все будет нормально.

Первоисточник: BBC.com

vsrap.ru

Почему Оксимирон не говорит про политику? — VSRAP

Петь русский реп про политику не принято, принято считать, что «все всё прекрасно понимают», лишь немногие готовы озвучить свою позицию чётко. Сразу можно вспомнить только Тимати, Птаху и Жигана, именно они соприкасаются с властью чуть больше, чем все остальные.

Энивей, до сих пор главный ориентир русского народного хип-хоп репа – Соединительные Штаты Омерики. Что примечательно, хуесосить политиков там – можно и это мейнстрим, новая волна сейчас идёт в связи с фрешменом в той шалаве Дональдом Трампом. Стоит сразу отметить, что в данном аспекте пресловутая «свобода слова» действительно работает в США лучше, чем в России. Ты не можешь открыто критиковать правящую верхушку тут, имея хоть какой-то реальный вес и бэкграунд. Если тебе есть что терять, то ты лишний раз промолчишь, мало ли, знаете.

В русском народном хип-хоп репе абсолютно отсутствует сегмент политики, максимум, что мы слышим – саркастичная полу-КВН критика на манер Васи Обломова. Подозреваю, что спрос на жесткий и прямой реп про политику был бы огромен, ну ок, просто хороший и стабильный. Можно вспомнить какие-то эпизоды, когда артисты позволяли себе лишнего, а в итоге расплачивались за своё «преступление мысли» сорванными концертами в нескольких городах подряд, тот же Нойз.

Реп, насколько мне известно –довольно честный и бескомпромиссный жанр, когда дело касается «правды» и того самого «тру». Не уверен, что сейчас школьники приходят в Культурку именно за правдой, но ещё 10-15 лет назад было именно так. Правда и её понимание у всех разное, в идеальном мире мы слушаем разные точки зрения и выделяем для себя суть. Так получилось, что имея огромную аудиторию молодёжи и не очень, популярнейший на данный момент жанр просто молчит. Возможно, вы слышали какие-то политические нотки в баттлах, которые максимально раздвинули рамки морали и допустимых тем для обсуждения вообще, но и там тишина.

Политика в русском репе – табу. Оксимирон не даёт интервью принципиально, мотивируя это тем, что СМИ не могут ничего дать ему на данном этапе, они могут лишь отсосать хайп и чуточку трафика. И он прав, более менее всё, что он хочет сказать своей аудитории, он вполне может и говорит через соц сети, прослойка в виде журналистов просто не нужна. Оксимирон это один из топ артистов и как это любят называть маркетологи и просто клоуны «лидер мнений». Безусловно, затяни его условный Дудь на интервью, ему пришлось бы говорить о политике, не говоря уже о смешных попытках либеральной тусовочки журналистов-интеллектуалов, которые обмазались несколькими его треками, выдавать каждый твит Мирона за лозунг и пытаться привязать «Горгород» к мощнейшему политическому высказыванию в русском репе за всё время его существования.

Оксимирон молчит, как мне кажется, прекрасно понимая, что «в лоб» говорить про политику, тем более на том уровне, где он сейчас, ну, скажем так, не надо. Есть ли у него мысли на этот счёт и мог бы он стать тем, о ком мечтанула в 2к15 вся илита либеральной тусы? Да, безусловно. Вы только послушайте как легко и с явным энтузиазмом он затронул темы политики на баттле с Дизастером. Это же США, скажете вы, это же батол, это же американское радио Shade 45, но ему есть что сказать.

Вполне возможно, что есть проблема цензуры, допускаю, что для жанра русский народный хип-хоп реп было бы полезно стать действительно «честным», опять.

vsrap.ru

Альбом Оксимирона «Горгород» номинирован на престижную литературню премию

Причём в виде поэмы

Недавно были объявлены номинанты на престижную литературную премию имени Александра Пятигорского. Среди претендентов внезапно оказалась «поэма «Горгород»» Мирона Фёдорова.  Цитируем текст, выложенный на сайте этой премии:

13 ноября 2015 года в Youtube выложен альбом «Горгород» в стиле рэп. Автор – русский поэт с филологическим Оксфордским образованием, пишущий под псевдонимом Оксимирон (Мирон Янович Федоров). Все тексты треков альбома являются цельным произведением – поэмой, они были почти моментально распространены по сети (их можно прочитать тут). Поэма стала предметом детальнейшего анализа со стороны разной  аудитории: от профессиональных филологов, семиотиков, философов до мальчишек с городских окраин, увлеченных рэпом. Альбом послушали миллионы, в сети десятки тысяч страниц обсуждения произведения. Слушатели и читатели поэмы спорят о том, что такое литература и философия, что такое цитирование и первоисточники, что такое антиутопия, почему опять так актуальна стоическая философия, которая явно и не явно упомянута в поэме. О Толкиене и его символике в «Горгороде», о библейских сюжетах, мягко и бережно (хотя и с ненормативной лексикой почти во всех треках) внесенных в череду многомерного, как и положено по законам «большой литературы», переплетения образов и сюжетных линий поэмы. С точки зрения вовлечения в философию, в культурологию, в литературу – это небывалое действие.  Но моя оценка этого произведения как философского лежит не столько во внимании к набору пунктов, разбор которых заставляет читателей пройти сопоставимый и по человеко-часам и по качеству курс, характерный для гуманитарного факультета. И не в случайных играх ассоциаций: пять героев-пять вершин в горгороде-пятигорщина.  Основная причина подачи на премию Александра Пятигорского – это реализация Автором в «Горгороде» внутри формы рэп-поэмы (рэп-пьесы, рэп-оперы) принципа жесткой позиционности разговора без потери возможности внешнего наблюдения.  Не каждая пьеса автоматически дает – позиционность! Мирон Федоров в своём формате сделал то же самое что Марсель Пруст в своём: разобрал себя, свои непримиримые и одновременно со-существующие фигуры сознания – на части и положил их как отдельные – но в единое и завершённое литературное произведение. Это даёт шанс слушателю сделать то же самое: и ангажироваться с какими-то позициями, и одновременно не-ангаживаться, оставшись наблюдателем – проходя по альбому от начала и до конца, целиком.  Крепко завязанная в «Горгороде» неувязываемость двух разных философий – позиционности и отстраненной наблюдательности – стала вдруг предметом публичного обсуждения, озадачила и удивила: а кто же автор? кто автор «Горгорода», а кто писатель Марк – главный герой произведения? Это удивление дорогого стоит.

Как вы считаете, достоин ли «Горгород» такой чести? 

www.rap.ru

рифмы, за которыми стоит Личность

 

Лучшие песни Оксимирона

Oxxxymiron… Легендарная личность как для русского, так и для мирового рэпа. Творчество МС настолько разнообразно, что сложно выбрать какие-либо лучшие треки Оксимирона, ведь в любом случае эта подборка будет сугубо субъективной. Не стоит забывать и про его участие в рэп баттлах — баттл Oxxxymiron VS Слава КПСС до сих пор является одним из самых успешных в истории Versus. Лучшей характеристикой его творчества, наверное, можно назвать строки самого Мирона из песни “В говне” (Альбом Вечный Жид, 2011): “Окей, я грубиян и что? Пойми, что я лишь тот, кто должен за тебя сказать всё то, что для тебя грешно”.

Его тексты честные, жесткие, матерные, но при этом грамотные и смысловые. В них чувствуется и агрессия улиц, на которых вырос Окси, и его Оксфордское образование, и жизненный опыт 33-летнего эмигранта, повидавшего многое.

Итак, погнали. В одной из прошлых публикаций, мы собрали лучшие фотографии Мирона (в том числе и фото Оксиморона с девушкой), в этом же тексте мы поговорим и о жизни живой рэп-легенды Oxxxymiron-а, и отметим лучшие песни Оксимирона на основе чартов, мнений поклонников и критиков.
 

“Вы безопасной дорогой, а я — то желтою кирпичной, то красной ковровой”: пара слов о жизни Окси

Жизнь побросала исполнителя по разным странам и городам. Так, когда Мирону было 9, его семья переехала в Германию. Там его ждал неприятный опыт изгоя среди одногодок, который и вдохновил его на написание рэп-треков. Его дебют состоялся в 13 лет, он выпустил несколько треков под именем MC Mif, поучаствовал в нескольких батлах и исчез с радаров на 7 лет.
 

Лучшие песни Оксимирона

В этот отрезок жизни он времени зря не терял:

  • 2000 год — Мирон с семьей переезжают в Великобританию;
  • 2004 год — поступил в Оксфорд;
  • 2006 год — получает диагноз Биполярное расстройство, из-за чего Мирона исключают из университета;
  • 2008 год — возвращается в Оксфорд.

А дальше что? Учеба — учебой, но жить на что-то нужно. Мирон попробовал себя во многих “простых” занятиях: кассир, грузчик, переводчик, репетитор. В кругу русских эмигрантов появился знакомый нам Oxxxymiron (обыграно слово “оксюморон”, то есть два противоречия в одном понятии и “xxx”, как акцент на матерщине в текстах). Так в 2015 году появился альбом “Лондонград” — жесткий, честный, взрывной. Именно на него, к нашему счастью и обратил внимание эмигрантский лейбл Optik Russia.
 

Лучшие песни Оксимирона

В 2008 Окси порвал с Optik Russia и вместе с Schokk-ом и Ваней Лениным принялся создавать собственный лейбл Vagabund (Вечный скиталец), в который удалось вдохнуть жизнь в 2011.

С тех и появились всем известные альбомы Оксимирона:

  • 2011 — «Вечный жид»;
  • 2015 — «Горгород»;

и микстейпы:

  • 2012 — miXXXtape I ;
  • 2013 — «miXXXtape II: Долгий путь домой».

А теперь самое время пройтись по крутым трекам, которые однозначно стоит держать в плейлисте!

Лучшие треки Оксимирона от начала до сегодня

 

1. Oxxxymiron  — Город под подошвой
Этот трек слышали даже те, кто крайне далек от рэпа. Качественный, насыщенный клип, сильный текст и бит, который приходится по вкусу даже фанатам металла. Конечно, многие фаны не слишком его котируют из-за мейнстримности, но если смотреть объективно, трек реально крут.

2. Oxxxymiron и Би-2 «Пора возвращаться домой»
Эта песня — настоящий оксюморон, который поверг в замешательство как фанатов Окси, так и фанатов Би-2. В любом случае, работа надолго попала в сердца слушателей и в ТОП-50 треков 2017 года.

3. Markul и Oxxxymiron «Fata Morgana»
Еще один трек из Топа-2017 по версии The Flow Ru. Далеко не все фанаты восприняли, а, главное, поняли песню, однако более 20 миллионов просмотров на You Tube свидетельствуют о том, что без внимания она точно не осталась.

4. Oxxxymiron — Где нас нет
Все гениальное просто. На основе житейских фраз, которые мы слышим от осуждающего общества каждый день Мирон создал трек, не способный оставить равнодушным никого. Любите вы рэп, или нет — в этой песне вы точно услышите слова, который будто вы сами хотели сказать.

5. Oxxxymiron — Переплетено
Скандальный трек из альбома “Горогород”, Мирона обвинили в копировании… Мандельштама. В любом случае, текст получился наполненным, особенно под гармонирующий минус.

6. Oxxxymiron — Хитиновый покров
Этот трек крут не только потому что его любят фаны. Автору редко нравятся собственные произведения, но именно эту песню Oxxxymiron однажды назвал лучшей из всех им написанных.

7. Oxxxymiron — Биполярочка
Длительное пребывание в топах, острая социальная тема, обнажение искренних чувств. “Биполярочка” появилась вскоре после поражения Оксимирона в батле и поразила поклонников своей глубиной. Ну, и породила толпы юных девочек, приписывающих себе пресловутое Биполярное расстройство.

8. Oxxxymiron — Не от мира сего
Красивый, выразительный клип и текст, отражающий самоощущение Мирона. Этим все сказано.

9. Oxxxymiron feat. Ка-тет — Машина прогресса
Еще один трек из 2017, который показал, что Oxxxymiron не замолчит пока он жив. Хейтеры обломались, фанаты вздохнули с облегчением: если Окси и пропадает, то только для того, чтобы выстрелить еще ярче.

10. Oxxxymiron — Я хейтер
Возможно, этот трек не самый популярный сегодня, но однозначно годный, несмотря на срок давности. Именно этот клип, сняты совместно с Optik Russia представил Мирона миру.

По нашему мнению именно это лучшие песни Оксимирона, однако у каждого фаната свой личный топ.

Oxxxymiron — неоднозначная, сложная и скандальная фигура в мире рэпа, однако кто поспорит с тем, что он крут, талантлив и по праву заслужил место в списке «Лучшие русские рэперы 2018 года»? Он не просто делает музло, он диктует направление. Батлы, концерты, релизы и шум — в этом весь Мирон.

А у вас есть свой собственный топ?

Понравилась наша подборка? Предлагаем так же познакомиться с нашими списками лучших песен Lil Wayne и лучших песен Brennan Savage.

outstyle.org

Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о