Горгород смысл – Oxxxymiron — Горгород (2015) | Список и тексты песен с альбома, смысл реп лирики, рэп треки, rap песни репера

alexxlab
alexxlab
04.05.2020

Содержание

Концептуальная рецензия на “Горгород” — VSRAP

Второй альбом Оксимирона послужил катализатором для генерации тысяч комментов, рецензий, декодингов и пророчеств. Мы собрали всех аналитиков русского рэпа в нашей штаб-квартире и рассмотрели этот “книжный хоп” со всех сторон.

Для простоты навигации по этому бескрайнему лонгриду — ссылки на каждого автора: Александр, Эдуард, Николай, Даниил, Роман, Михаил.

Александр Вигер

Мирон Янович заставил меня вспомнить о дипломе филолога и со всей серьезностью отнестись к разбору его творения. Откровенно не могу понять тех, кто разочаровался, мол, «альбом не оправдал ожидания, слишком сложно». Ребята, это Оксимирон, один из наиболее сложных по всем параметрам исполнитель — это не должно было быть вам в новинку. Его мнимое упрощение в экспериментах (тексты были все так же сложны, просто непривычные биты создали иллюзию) раздражало вас — раздражает, говоря языком мемов «Оксимирон на максималках».

Свой разбор я бы хотел адресовать не тем, кого сложность отталкивает, а тем, кто как и я, не понял всего (все знает только автор и, наверное, его ближайшее окружение), но хотел бы узнать версии других и, что называется, сверить часы. Итак, начнем.

С точки зрения литературы, я бы назвал жанр альбома не романом и не циклом стихов, а, скорее, достаточно забытым жанром поэмы. В цикле стихов необязательна сюжетная линия, а в романе желательно большее количество действующих лиц и действия. Каждая песня мне представляется главой поэмы.

Важно определить персонажей Горгорода, которым Оксимирон дал слово. Марк — писатель, говорит с помощью прямого высказывания в песнях «Всего лишь писатель», «Девочка пиздец», «Колыбельная», «Накануне», «Башня из слоновой кости», с помощью литературного приема «рассказ в рассказе», сквозь призму творчества в песнях, взятых в кавычки «Полигон» и «Где нас нет». Однако песню «Где нас нет» очень сложно классифицировать. С одной стороны — это произведение Марка, а с другой — речь в ней идет от лица Мэра, однако Мэра не реального, а художественно обработанного фантазией Марка. Прямо высказывается градоначальник в «Слове Мэра». Алиса — возлюбленная Марка, непрямо высказывается в песне «Переплетено». Фанат Марка — очевидная перепевка Стэна — прямо высказывается в «Кем ты стал». Кира — издатель Марка, автоответчик; проведем параллель с автоответчиком в «Одинокой Вселенной» L’onа. Меня, как и Ресторатора, поначалу раздражал автоответчик, но, нужно признать, без этих прозаических вставок целостность композиции соблюдать гораздо сложнее. И интересно, что у Киры речь именно прозаическая; у нее одной нет никаких идеалов, чтобы говорить стихами. Идеал фаната — предыдущее творчество Марка, идеалы Марка — вдохновение и Алиса, идеалы Алисы — справедливое общество и свобода, идеал Мэра — умеренная и комфортная тирания, своеобразное сплетение социализма и капитализма.

Особенность поэмы в том, что время однозначно определить нельзя, хронологическое двоемирие, где такси, автоответчик, боуллинг, гольф и т.д. соседствуют с фолиантами, эшафотами, сарафанами, религиозными пансионами. «Мой город вне времени» — говорится в «Башне». Речь Марка, наполненная и сложными литературными оборотами, и банальной матершиной подтверждает это хронологическое многообразие.

Почему именно Марк? — Если посмотреть с библейной точки зрения, то Марк — это апостол, ярко не проявивший себя. Если Петр и Павел запомнились наиболее активным служением, Фома — неверием, а Иуда предательством, то Марк, в общем, фиксировал происходящее, соблюдал нейтралитет…

Но более вероятным мне представляется герой романа Фредерика Бекбедера «Любовь живет три года» Марк Маронье. Тоже писатель, тоже около тридцати и тоже влюбленный в Алису (после этой подметки даже страшновато стало). И если в «Любви живет три года» любовная линия затмевает все остальные, то в другом романе Бекбедера «99 франков» борьба против системы стоит на первом месте. Героя «99 франков» зовут не Марк, а Октав, однако все герои Бекбедера во многом его автопортреты, как Марк — двойник Мирона.

А еще конфликт против системы — в романе Сергея Минаева «Духлеss». Там тоже именно девушка сподвигла героя (не такого сложного и интересного) на бунт.

С точки зрения литературоведа, я насчитал огромное количество сложных литературных мотивов и приемов в этом альбоме. Мотивы «бунт против системы», «личность и толпа», «творец и власть», «кризис среднего возраста», «мрачная колыбельная», «отцы и дети», «драма инцеста», классический для древнегреческих трагедий (возможно), «незаконнорожденный ребенок» «Братья Карамазовы» (возможно) «убийство сына» «Тарас Бульба» (возможно), раздвоенности, (не случайно, каждый житель «наполовину искалечен»). В альбоме много вставных конструкций, рассказов в рассказе, а так же отказов от действия, что называется, на самом интересном месте. Так, не рассказывается о том, каким образом прошел бунт, его методы и цели. Есть описание полигона, но не ощущенией Марка на нем. Прием отказа от действия активно использовал Чехов в «Трех сестрах» и «Вишневом саду». Мирон Янович любезно позволил нам додумать за героев.

Историю я бы назвал антиутопией с любовной линией и элементом детектива. Детективная часть, наверное, самая запутанная, поэтому я попробую рассказать свое видение.

Большая часть альбома сюжетно достаточно понятная. Раньше Марк писал остро и интересно, потом смягчился, разозлил старых фанатов, один из которых ему позвонил. Он глубоко презирает систему, но не идет с ней на конфликт. Однако его поражает девушка Алиса, дарит ему вдохновение и удивляет не столько мировоззрением «Переплетено» (он итак все знает), сколько наличием мировоззрения и энергией. Они и их друзья предприняли попытку бунта и, конечно, проиграли. Другого варианта быть просто не могло — альбом пропитан непобедимостью этой тьмы и принятием этой безысходности Марком.

После песни «Накануне» (название одноименного романа Тургенева о тоже предреволюционных событиях).
«Слово Мэра» звучало крайне убедительно. Вообще, конечно, нельзя делить на черное и белое, считать, что хороший Марк и хорошая Алиса пошли свергать плохого Мэра. В сложном, во многом постмодернистичном тексте альбома не может быть прямого разделения на добро и зло, «все переплетено».

Почему бунтует Марк? — Жажда справедливости? — Увы, но образ жизни самого Марка и в утопическом городе, и в антиутопическом был бы одинаковым: смотреть в окно — наполнять блокнот. Более того, в антиутопии он все же реализовался. Марк — индивидуалист, о людях не особо высокого мнения, рисковать жизнью ради них не хочет. Да и самим людям его бунт не нужен. Слова мэра о том, что люди им довольны, звучат вполне правдиво.

Любопытная версия о «сперматоксикозе, из-за которого соседи идут войной друг на друга». Однако это слишком явно. И чувства к Алисе, и бунт породила его жажда вдохновения. Второй куплет «Накануне» посвящен тому, что он после ночи любви вдохновенно пишет. В начале альбома, середине и под финал Марк творит или мечтает творить — весь мир для него имеет второстепенное значение.
И в этом он близок булгаковскому «Мастеру и Маргарите».

Итак, детектив. Первый сюжетный поворот — Алиса — дочь мэра. Второй и наиболее сложный — убийство Марка. До того, как я прочел декодинг Андрея Коновалова, я был уверен в том, что это дело рук Мэра. Прилюдно он отпустил Марка, а потом тихо убил. Я и сейчас наиболее всего склоняюсь к этой версии. Однако убить мог и фанат. Вспомним, что Джона Леннона после его отказа от прямого протеста и мирного хиппования убил фанат. И тогда первая песня («Не начало» — все же интро») очень логично обыгрывается. Могла это сделать и Кира. Она — осторожность и приспособленчество в более крайней форме. Наличие автоответчика много говорит о диктатуре. Во времена Сталина, например, даже просто по телефону нельзя было намекнуть о правительстве — не то, что записывать шутки о «крови мэра». Вместе с тем, своими произведениями Марк мог бы подставить Киру.

Возможно, что и сам Мирон окончательно не решил для себя, кто же произвел выстрел — просто решил убить героя и предоставил слушателю самому выбрать убийцу — такая опция тоже есть в современной литературе, интерактив.
Финальная песня звучит будто загробный голос Марка — и роль творчества, которая передает произведение даже после смерти сложно недооценить. В, наверное, наиболее запутанном и сложном тексте альбома, речь идет вначале о детстве мальчика, похожего на Марка (и самого Мирона) и девочки, похожей на Алису. Строчка о неизвестной, которая входила в отношения со всем двором, намекают на то, что мэр — возможный отец Марка. Но он незаконнорожденный сын, поэтому мэр не заботится о нем. Если был бы законным, главную ставку мэр сделал бы, как это полагается, на сына. Об Алисе мэр заботится очень своеобразно — позволяя пастору приставать к ней.

В адрес того, что Марк — сын Мэра, говорит строка «ты связался с плохой компанией» — так обычно говорят родители, а не власти. И строка о том, что каждый житель — его единственный сын.

Мэр и любит, и ненавидит Марка — так любят и ненавидят одновременно всех незаконнорожденных детей. Скорее всего, Марк об этом не знает.

В последних идеях я не уверен, но почему бы и нет, в городе ведь «все переплетено».

По музыке: Порчи создал по-настоящему клубный хит «Девочка пиздец» и по-олдскульному качающую «Башню из слоновой кости». Мелодии окутывают слушателя, настраивают на верный лад, помогают погрузиться и в гнетущую атмосферу городу, и в необычную любовь, и «лебединые острова» мечты героев. В общем, Порчи сделал все возможное, что нам легче было воспринять этот сложнейший текст.

Лучший панч альбома: Ты ходишь лунной походкой по моему солнечному сплетению.
Фонетически и по рифмам альбом безукоризнен. Далече — долечиваются, дивиться нечему — делиться нечем. Если бы не содержание альбома, можно было бы продолжать до бесконечности. Флоу Мирона у кого-то вызывает сомнения? — И припевы Оксимирон тоже отлично спел сам.

В общем, о чем альбом, каждый решает сам для себя. Перевернет ли он игру? — Вполне. И вот в каких аспектах: можно будет писать не только о реальном, но и о выдуманном, не только о настоящем, но и прошлом, не только о любви, но и конфликте с обществом, не только отдельными треками, претендующими на хитовость, но и концептуальными альбомами, не только о себе, но и с помощью двойников, не только прямо, но и намеками.

Первое место на айтюнсе наконец-то занимает не альбом про клубные вечеринки с припевом вроде «Танцуй пока молодая, девочка Рая», а сложный многоуровневый альбом. Оксимирон добился успеха, не следуя за форматом и даже за фанатскими ожиданиями — он планирует на два хода вперед.

Если вы дочитали этот текст — вы настоящие фанаты Мирона, удивляюсь вашей настойчивости. Мирон Янович, спасибо за альбом!

Эдик Долгополов

После Горгорода все остальные рэп-альбомы кажутся бессмысленными, сделанными на отъ#бись. В систематизированном Горгороде происходящее за пару дней с Марком — возможно, самое интересное, что вы наблюдали за последнее время. Это неочевидная новая ступень русского рэпа — место для творчества слушателя. Он не загоняет тебя в рамки образа, как Гуф, или временные рамки, может это происходит в девяностых, а может в 2040-х, решать тебе. В этой музыке не разжевали всё за тебя, тут приложили огромный труд для того, чтобы ты сам создал и пережил историю с заданным сюжетом, сущность и форма воплощения остаётся за тобой. Как крутая книга или видеоигра. Если Горгород станет альбомом года — я буду гордиться, что слушаю русский рэп, потому что целевая аудитория наконец научилась думать и ценить предоставленную им возможность, какой не дают всякие Лигалайзы и Фараоны. Кому-то не хватило целостности или атмосферы? Плохо слушали.

Николай Марков

Ок-си-ми-рон – это назначить презентацию альбома за полгода до выхода, а слить его за день до концерта. Последние билеты купили месяц назад, так что неважно, этанол, эталон, спрайт или клинское, полный зал будет однозначно.
Впрочем, количество тех, кто по-прежнему считает “Горгород” альбомом года и тех, кто уже вздыхает в ожидании альбомов Скриптонита, которых уж точно будет два, примерно равно.

Впечатления от альбома? Я как-будто сходил в театр. И посмотрел очень грустный спектакль, где главного героя в конце убили. Но я не послушал русский рэп. «Рэп – это под небом неприкаянный город» — вот, оказывается, что он имел ввиду. “Горгород” гораздо ближе по звучанию и настроению “Вечному жиду”, нежели трекам, которые вышли в промежуток между альбомами.

Даниил Осипенко

“Горгород” Oxxxymiron’a — это как говорил один небезызвестный парень — новый стиль, новый уровень. Но часто бывает, что новое — враг хорошего. Так ли это?

Для многих, рэппер Oxxxymiron — это мать и отец нового рэпа на русском. Икона. Кумир и лучший друг.
Его мнение не обсуждается, решения не оспариваются, а судить его может только Бог. Так что, каким бы ни был второй альбом Мирона, хорошим или плохим, смаковать его будут еще очень долго.
Нам же, стоит приготовится к предстоящему засилью концептуальных релизов в ближайшую пятилетку. Нас ждут новые “Марки”, “Алисы” и естественно новоиспеченные “Кендрики”.

Так уж вышло, что “Горгород” — релиз знаменательный, но отнюдь не знаковый. Русскому рэпу действительно не хватало альбомов в духе Кендрика, и Мирон своевременно помог это исправить.

“Горогород” — такой же атмосферный и кинематографичный материал, как и “good kid maad city” Ламара, но ему чего-то не хватает.

Да, история “Горгорода” зиждется на идеях Хаксли и Оруэлла, географии Толкиена, в ней предостаточно артефактов из собственной мироновской мифологии и черт знает чего еще. История очень глубокая.

Но когда ты наблюдаешь драму молодого писателя Марка, почему-то ему не сопереживаешь. Вообще в этом “нуарном” мироновском мире не хочется никому сопереживать.

Нам совсем не жаль, что от Марка ушла Алиса. Мы не испытываем отвращения к мэру, хотя наверное должны были бы.
В этом мире мало, кому можно посочувствовать, наверно потому что, главный герой этой истории совсем не Марк, а сам “Горгород”.

Единственное, что автору удалось нам превосходно передать — это всю его безысходность и “нуарность” с его мрачной архитектурой и холодной местностью.

Безысходная атмосфера города пронизывает весь релиз от начала до конца, в развязке оставляя лишь неприятное послевкусие.

Марку, как и Дикарю из “Дивного нового мира”, не удалось ничего исправить. Ему не удалось даже дожить, со стоицизмом преодолевая весь окружающий мрак, свою жизнь.

Он просто ушел туда “где нас нет” и оставил свой город без права, что-либо поменять. И это очень печально, дамы и господа.

Оценивать этот альбом можно, только абстрагировавшись от личности автора и, главное, от возлагаемых на него ожиданий.

“Горгород” — это цельная и кинематографичная история с мрачной атмосферой. Из нее нельзя выкинуть слов, иногда выбешивающих реплик литературного агента Киры и, что самое важное, из этого релиза нельзя выкинуть треки. Вне контекста они звучат очень сыро и банально. За исключением “Где нас нет” и “Всего лишь писатель” — это, пожалуй, вершина творчества Oxxxymiron’a на данный момент.

Кендрик в своих альбомах умудрялся не только рассказать нам большую историю, но и поднять важные вопросы, которые его волнуют, на некоторые из них даже ответить. Да и треки с его пластинок можно легко слушать по отдельности.
А вот история Мирона совсем не дает никаких ответов слушателю, более того, вопросов особо не задает.
Второй альбом Oxxxymiron’a совсем не хочется оценивать как релиз от самого популярного батл-рэп исполнителя России, хочется оценивать его как какое-нибудь кино. Так вот:
Горгород — хорошее кино. Но отнюдь не великое.

Рома Васкез — “Горгород-312”

Юноша шел по городу, а в его наушниках пластиковые фигурки Горгорода плясали под биты-клоны. Периодически на фоне мелькала некая дева-агент, которая словно была студенткой театрального, сдававшей практику. Ему хотелось верить, что бесталанной девице не поставят зачет. Хотя отыграть такие деревянно написанные диалоги ой как сложно.
Гости в лице Скади и Англичанина погоды особо не делают, «Девочка Пиздец» в итоге даже становится какой-то выбивающейся, слишком ЛСП-шной. В итоге релиз звучит очень одинаково и, я бы сказал, примитивно. Даже на паре предыдущих совместных были гораздо более интересные биты. А ведь релиз нужно слушать, а не только теребить на концептуальность. А слушать его становится тяжело» — звучали в голове обрывки рецензий из сети. Но ведь проблема была не только в музыке.

Большинство рэперов, по сути, — неудачливые графоманы, мертворожденные писатели и поэты. «Горгород» словно черновик для типичного постмодернистского романчика, которому стоило выйти где-то в нулевых. Даже для черновика слишком мало. Аналогии с 1984? Увольте. Фигуры, которые должны внушать, ужасать и восхищать, больше похожи на героев мультфильма. Сам «Горгород» — омрачненный «Роботы» или «Лоракс». Фанфики тридцатилетнего подростка, открывшего для себя рефлексию.

«Горгород» — это попытка. Попытка реализовать свои писательские амбиции, попытка удержаться на волне хайпа, попытка сделать что-то другое, что не делает никто, попытка замаскировать формой недостаток содержания.
Горгород – город из карточных домиков, который рассыпается при правильном дуновении.

Миша Федюкович

Алло, меня в вашу совместную рецензию не берите, я не знаю, что писать. Что я должен сказать людям, что это очередная ступень в создании альбома как чего-то отдельного и живущего своей жизнью не только методом использования музыки от одного автора, одних сольных куплетов и одной концепции, но и переплетением сюжетов с этих треков (не всегда по очереди) c двойным дном и потайной дверцей? Нет, хватит с меня этого дерьма. Это не Детокс, чтобы можно было позволить себе вопреки ожиданиям выпустить что-то настолько хуёвое, что оксидрочеры будут спасать ситуацию разнося слухи о том, что второй альбом нас всё ещё ждёт.

Конечно, серваки The-Flow легли, ясен хер, что вброс одиннадцати треков вызвал шквал реакций. Это бог и король Оксимирон, если бы он выпустил одиннадцать треков про “катаюсь на порше, ебу в питерской квартире всех” с ЛСП или одиннадцать треков про первый лям, цепи и ЗОЖ, все бы и так удивлялись и умилялись, какой Мирон молодец и как он всё делает по-своему. Хотя какой нахуй по-своему, если аудитория от “Спрайта” и “Скучно жить” теперь получила “Девочку-пиздец?”. Я уже вижу, как этими словами одинадцатиклассницы подписывают свои фото.

ГоргороД, ГоргороТ, Лондонгород, ДорогГород, а ещё обложка странная, а ещё на айтюнс не выкинул, а ещё мэр только половину пазла собрал… Ебать, а ещё треков 11, прямо как 11 сентября, когда он пускал самолётик в дома напротив! А ещё пятница тринадцатого дата выпуска, значит, это прямая предпосылка к терактам в Париже! Куча моментов, которые можно обдумать, да. И, не скрою, обдумывать интересно. Только слушать его неинтересно. Три трека на репит из одиннадцати — это не уровень надежды русского рэпа. И если в ближайшие дни не выйдет что-то ещё, то как концертный деятель и человек-загадка Мирон сделал левел-ап, да, теперь все не панчи разгадывают, а целый миф вокруг релиза. Но только как рэпер он сдал, не сумев сделать слушабельный материал без всякой подоплеки. Слушать это как музыку — не интересно. Флоу не тот, скиллзы не те. Короче, дописывайте сами свою рецензию, я пошёл слушать “Вечного Жида” из 2011.

vsrap.ru

Рецензия: Oxxxymiron «Горгород»

Написание рецензии — это метатворчество, занятие вроде бы несерьезное. Тем не менее, уровню рецензируемого материала желательно соответствовать (хотя бы пытаться). Задача резко усложняется, когда речь заходит о новом альбоме Oxxxymiron’а. Вторая проблема — как сделать так, чтобы рецензия на пластинку не стала похожей на объяснение в любви.



Для тех, кто последнюю неделю провел в подвале без wi-fi: в пятницу рэпер Oxxxymiron выпустил альбом “Горгород”, вокруг которого развернулся невиданный ажиотаж. Ожидания были высоки: пластинку обещали выпустить еще 15 месяцев назад, и за это время интерес к ней не угас, а даже наоборот. Но чего бы мы не ожидали, все ожидали не того: вряд ли кто-то рассчитывал на концептуальный альбом со сквозной историей, который теперь на разные лады сравнивают с романом, видеоигрой, комиксом, а также с пластинкой “Good Kid, M.A.A.D. City”.

«Горгород» посрамил немало теорий — в том числе и ту, что музыкальная рецензия это мертвый жанр. Неправдоподобно большая армия слушателей взялась за написание обзоров, которые щедро делились восторгами и давали собственные толкования и трактовки событий, происходящих в “Горгороде”. По правде говоря, отсылки к Толкиену, которые в самодеятельных рецензиях-расшифровках встречаешь чаще всего, как раз не кажутся такими уж очевидными. Мне в Горгороде видятся Стругацкие (“Град обреченный” и “Гадкие лебеди”), или даже Пелевин, которого тоже привлекают образ Вавилонской башни и циничные трактовки мироустройства; кто-то видит в Горгороде Метрополис, кто-то считывает отсылки к Гибсону, вспоминает разного рода антиутопии или даже графический роман “Город грехов”. Не знаю, стоит ли об этом рассказывать, но мне пару раз в припевах удавалось расслышать Бориса Борисовича Гребенщикова: в “Колыбельной” на уровне интонации, в “Где нас нет” же мне послышалась противоположность “Города золотого”. Главный вопрос, впрочем, другой: какие смыслы реально вложены автором, а какие домыслены слушателями? Вторых явно больше.

И мне кажется, что удавшаяся попытка выстроить связный и увлекательный мир, оставив в неи простор для фантазии слушателей, чтобы те могли домысливать и “достраивать” на свой лад — вот что на самом деле роднит “Горгород” с сочинениями Толкиена (я не сравниваю масштаб, разумеется).

Где-то здесь обязана оказаться реплика о месте альбома в истории жанра. Увы, ничего поразительного я не скажу. Все банально: подобные альбомы можно пересчитать на пальцах. Причем, даже не подключая вторую руку. “Горгород” изумляет, вдохновляет, добавляет жанру новое измерение (“оказывается, можно делать еще и так”) и становится своего рода эталоном: уверен, что на него в ближайшие годы будут равняться. Если когда-то и возникало ощущение, что оксимироновские рифмы в четыре этажа — рудимент баттлов hip-hop.ru, чтобы судья повысил балл за технику, то сейчас баланс между содержанием и формой идеально выверен. Теперь видно, что Оксимирону одинаково хорошо удается выстраивать сложно организованные рэп-треки — и писать именно что песни, выстреливать в слушателя панчлайнами — и сочинять именно что стихи (“Полыхнёт колесо в небесах / Завтра злой и весёлый восход”, ух).

А еще как всякую литературу, достаточно талантливую, чтобы называться этим словом, “Горгород” отличает прочная связь с реальностью. Параллели между фиктивным городом с альбома и Россией-2015, живущей по закону осажденной башни (кругом внешний враг, сплотимся вокруг национального лидера) проводятся без труда. “Везде сатирикон / Бездействие закона при содействии икон”, “Что будет, если уйду? / Города по соседству, убрав своих деспотов, бедствуя, мрут / Мой народ не хочет реформ”, “Толпа многоголова как гидра и цербер / Но она не делает погоду как гидрометцентр” — все это слишком уж узнаваемо. В эти обстоятельства помещен популярный писатель, который видит несправедливость каждый день, но считает, что это не его война; в юности был честным человеком, в зрелости выбрал комфорт — тоже, скажете, фантастическая фигура? Таким образом, то что при первом знакомстве выглядело фантастическим фикшном, на деле оказалось колонкой Сапрыкина о духе времени, сатирой обескураживающе высокого уровня и тем самым социальным рэпом, на отсутствие которого то тут, то там звучат жалобы.

Лично меня же в “Горгороде” сильнее всего взволновало даже не это, а линия писателя, который не выдержав испытания славой, обретает смысл существования в революции, да строчка “в этом цирке лишь два пути: суицид или стоицизм”. Но, кажется, сейчас рецензия окончательно превратится в объяснение в любви. А этого не хотелось бы.



ПОСЛУШАТЬ/СКАЧАТЬ АЛЬБОМ

the-flow.ru

Горгород. Часть 2 — VSRAP

Автор: LeWiza

Фантазии на тему второго «настоящего» альбома Оксимирона. Ходят слухи, что Мирон уже приступил к записи.

подделка

(разговор по рации)
-5й, прием! 5й, ответь!
-5й слушает! Что случилось?
-Убийство рядом с домом мэра. Прикинь, какой-то безумный фанат писателя завалил. Скрылся в район фавелл. Короткий рост, брекеты, белая куртка, волосатый…
(спустя время)
-Подозреваемый задержан. При себе права на имя Джони Бройль…

1) Oxxxymiron ft Guf — Воскреснуть

После выстрела фана Марк впадает в небытие: он видит потусторонний мир, который находится как будто в тумане. Вокруг него колонны, среди них пробегает «снежная дорога», в конце которой ему мерещится Ультима Туле. Он идет по тропе и видит обрывки из прошлого — вот «качает головой» его учитель, вот он пишет первый рассказ, вот ловит рыбу со своим другом Диамоном. На пути Марку видится силуэт — «Вергилий или Харон?» Нет, это Белый Призрак. Он рассказывает ему о том, что сам не раз умирал, все это время ему удавалось воскреснуть, но последний раз не откачали и его. Теперь его задача — встречать странников между мирами живых и мертвых. Призрак рассказывает Марку о ряде неприложных истин, например, о том, что «шестая страница романа — это как пятая, но на одну попозже». В конце оказывается, что именно Призрак привез в Горгород наркотик Гор, переняв рецепт у людей, живущих за китайской стеной.

-(автоответчик) Марк, я так перепугалась за тебя — рада, что ты жив. И не потому что я твой продюсер (со смехом). Врачи сказали, что тебе пока нельзя говорить… Отдыхай, поправляйся

2) Oxxxymiron — ИВЛ

Марк понимает, что судьба дала ему второй шанс, который «нельзя проебать как в позапозапрошлый раз». В его голове постепенно выстраивается план, как пригвоздить весь «Горгород под подошву» и отомстить врагам, в частности, стрелявшему в него Джони. Он вспоминает слова Призрака — «чтобы пойти вперед, нужен шаг назад». Марк решает издать сборник откровенно плохих попсовых рассказов в соавторстве со своими друзьями, которым уже давно обещал нечто подобное. Тем самым Марк убьет двух зайцев — с одной стороны, причинит боль фанату, сердце которого не выдержит «такого ножа в спину», с другой — на нем поставят крест продюсер Кира и общественность, а значит он сможет уйти в тень, чтобы нанести решающий удар.

(автоответчик)
-Не думала, что так быстро увижу от тебя что-то новое.. Ну после того инцидента. Правда тут еще рассказы твоих друзей — надеюсь, ты не будешь настаивать на том, чтобы издать эти рассказы с ними? Ладно, не сердись, сажусь читать

3) Oxxxymiron ft ЛСП, Жак-Энтони, Ригос — Дежавю бездыханного безумия

(разговор по рации)
— Срочно врача в 67ю камеру. Джони Бройль вскрыл себе вены.. Черт, я же говорил, что ему не нужно читать этот чертов сборник рассказов

4) Oxxxymiron — Гор

Марк приходит к Гуру с просьбой провести его в лабораторию, где изготовляется гор. Трек представляет собой психодел, в котором описывается изготовление наркотика, а также его дегустация (непонятно, почему Окси не позвал здесь на фит Янг Траппу или Яникса). Толпы кайфующих подростков, барыг, «малолеток с барсетками». В конце Гуру дает Марку «пакет с порошком», который является гораздо более сильнодействующим препаратом, чем гор — «уж он-то точно возьмет». Марк берет его с собой, но уйдя из лаборатории, тут же выбрасывает — «больше с этим дерьмом я не дружу», «ЗОЖ в голове».

(автоответчик)
-Марк, ты что совсем пошел по наклонной? Ты уже неделю тусуешься в этой лаборатории и потребляешь этот гор. Ты знаешь, весь наш круг скептически к тебе относится. Ты закопал свой талант. Я вынуждена порвать контракт, прости

5) Oxxxymiron — Перекати-поле

План Марка сработал — все считают, что он сторчался, он никому не интересен и не нужен. В одиночестве Марк вырабатывает план — свергнуть мэра и построить свое утопическое государство на принципах равноправия, братства, «где милосердие правит и берега кисельные». Но для этого ему нужны соратники…

(разговор по рации)
— 5й, прием!
— Слушаю
— В фавеллах снова кулачные бои, ну которые Лысый организует. Там будет Дровосек — нужно задержать его.

(через какое-то время)
-Объект скрылся

6) Oxxxymiron ft Гарри Топор — Рекрут

Во время просмотра одного из кулачных боев у Лысого Марк обратил свой взор на бойца по кличке Дровосек. О нем ходили легенды — раньше он был популярным музыкантом, завсегдатаем богемных тусовок, его фотографии не раз были замечены в пабликах пацанского цитатника, свидетедем на его свадьбе был некий «классик жанра». Затем Дровосек развелся, заразился ненавистью к окружающему миру и олицетворявшему его мэру. Одно время был в «Переплетено», но ушел и оттуда. Стал постоянным участников боев Лысого, всегда дрался с одним условием — проигравший должен был пополнить его роту. Так в его команде оказались Маска, Ослепший, Гитарист и Картавый. Вместе с Марком они разрабатывают план захвата здания мэра.

(разговор по рации)
-Внимание всем постам, нападение на здание мэрии

7) Oxxxymiron — Цитадель

Марк и его товарищи штурмуют здание мэра. Во время бунта оказывается, что жителям «не по барабану», часть из них присоединяется к армии Дровосека возле Башни из словоной кости. Народ подтягивается к администрации с транспарантами и лозунгами, призывающими свергнуть «головоногого молюска». Кажется, что перевес на стороне штурмующих, как вдруг за сторонников мэра выходит новая группировка, руководимая Гуру. Люди Дровосека обескуражены, Ослепший закрывает глаза и снимает шапку. Бунтовщики спасаются бегством, как откуда-то вдруг появляется…

8) Oxxxymiron — Твистер

…нет — это Алиса. Она открывает ворота в мэрию, позволяя нападающим завладеть стратегической позицией. Ее единственное условие «оставить отца в живых» принимается Марком. «Дочка-пиздец» — называет ее мэр. Теперь они с Марком навсегда, их отношения напоминают Твистер — сначала она перешагнула через него, но затем помогла ему исполнить дело его жизни.

(разговор по рации)
-5й, ответь!
-Слушаю
-Одевай свой лучший костюм — сегодня инаугурация нового мэра

9) Oxxxymiron — Вечный град

Действие разворачивается 20 лет спустя после бунта. Марка избрали мэром, и он постепенно претворяет в жизнь свою мечту — строит город-утопию. Он закрыл лабораторию, вымостил набережную золотом, дал людям свободу, а по вечерам наблюдает «рубиновый закат» с Алисой.

(автоответчик)
-Марк, это Кира. Я понимаю, что не должна звонить тебе — ты занят благоустройством города и все такое. Благодаря тебе в нем действительно много изменилось в лучшее сторону. Но я все же не думаю, что пара карикатур на тебя может стать причиной заточения человека в темнице. Пожалуйста, отпусти Ника

vsrap.ru

Хороший «Горгород»: рецензия на альбом

Поскольку «Горгород» – это всё-таки город, было решено, рецензируя этот альбом, прибегнуть к популярному среди туристических блоггеров приёму «плохой-хороший», то есть написать сразу две рецензии, разгромную и хвалебную. Перед вами – вторая часть рецензии на один из главных релизов прошлого года, хвалебная.

Часть первая, разгромная


Так сложилось, что в искусстве всегда особо ценились те произведения, которые предлагают свой собственный мир. Одно дело – когда действие разворачивается в знакомых тебе локациях, совсем другое – если речь идёт об иных мирах, планетах, Вселенных. Толкин, например, вряд ли стал бы таким культовым, если бы Гэндальф верхом на Светозаре скакал не по Средиземью, а по, например, Шотландии. Впрочем, сам Толкин не один раз говорил, что Средиземье (которое, кстати, всего лишь главный континент в толкиновской Вселенной, а не её название) в далёком прошлом находилось в нашем мире, на Земле. Хоббитания, например, вообще располагается на одной широте с Оксфордом, в котором Мирон учился, а Толкин – преподавал. Безусловно, на творчество Мирона Толкин оказал значительное влияние и Горгород в каком-то смысле – попытка пойти по стопам если не кумира, то весьма уважаемого Мироном писателя (сразу после выхода Горгорода я при помощи всё того же Толкина бросился строить конспирологические теории и доказывать, что скоро нас ожидает второй альбом. Кому интересно – прочесть можно здесь).

Горгород представляется мне мрачным местечком, утопающим в коррупции, наркотиках, терроре, криминале, с жёстким стержнем внутренней политики, «суицид или стоицизм» – вот выбор, предоставляемый сильными этого мира. Плохо освещённые кривые раздолбанные улочки, фонарь, улица, аптека. Ничего, случайно, не напоминает? Выгляните-ка в окно. Огромная ценность Горгорода – в его актуальности и злободневности.

Знаете ли вы, что когда вручаются Нобелевские премии, учитывается также то, насколько произведение отображает современность, насколько оно вскрывает болезненные темы, насколько актуально для человечества прямо сейчас? Выпусти Оксимирон набор убойных бенгеров, которых он в достаточном количестве выложил в 2015-м – это было бы просто круто. Горгородом же Мирон явно пытается попасть в вечность – оставить след на песке времён стремится каждый созидающий что-либо человек. Окси, конечно, смело можно отнести в разряд Творцов.

Искренне расстроился, обнаружив, что не я первым заметил напрашивающуюся параллель с «Градом обреченным» Стругацких. Горгород настолько же неприветлив, этот мир притягивает своей мрачной обречённостью, и если утром «они» выключат Солнце – останется лишь развести руками, мол, Эксперимент есть Эксперимент. Однако схожесть не только в этом. Вот что говорят Стругацкие по поводу своего Града: «Ни над каким другим нашим произведением (ни до, ни после) не работали мы так долго и так тщательно. Года три накапливали — по крупицам — эпизоды, биографии героев, отдельные фразы и фразочки; выдумывали Город, странности его и законы его существования». У Окси ушло чуть больше 4 лет. Работа, возможно, не такая масштабная, но ведь он же без брата писал (кстати, двоюродный брат Мирона вроде как толкинист). Идём далее, роман Стругацких называется именно «Град обреченный» потому, что «так называется известная картина Рериха, поразившая нас в своё время своей мрачной красотой и ощущением безнадёжности, от неё исходившей». Картина, город, безнадёжность, да-да, всё переплетено.

Заметили ли вы, насколько яркие и интересные образы у тех персонажей, от лица которых ведется повествование, кроме самого Марка, разумеется? Имеется необходимый минимум героев: главный, вокруг которого всё крутится, рассказчик, помогающий нам связывать действия и не терять нить (автоответчик), злодейский негодяй, угнетатель (Мэр), тот, кто противостоит ему (радикалы), роковая женщина (Алиса). Создаётся впечатление, что читаешь, например, Мольера – не хватает только умного и ушлого слуги, который решит всё за своего господина.

Возможно, главный вопрос, из-за которого весь сыр-бор – внутренние страдания героя, его сомнения по поводу собственной позиции, колебания. С ней-то, с позиции, и начинаем – фанат обвиняет Марка, мол, тряпка ты, у нас тут такое происходит, а ты в стороне. Следующим же треком Марк отвечает – с меня взятки гладки, я вам тут кто – всего лишь писатель, мелкая сошка.

Существует такая методика: если сталкиваешься с какой-то большой проблемой, темой, которую за раз не прожевать, подаёшь два разных взгляда на неё в двух разных произведениях (к этому приёму я, собственно и прибегнул в случае с рецензией на этот альбом). Проблема позиции Марка именно так и освещается, в двух разных треках. Что интересно – претензия фаната даётся именно в форме «Кем ты стал», то есть это намёк на то, что раньше Марк придерживался других взглядов. 

Проблема продолжает развиваться – фанат внёс лишь лёгкое смятение, следующие, более мощные удары наносят появившаяся в жизни и постели героя Девочка Пиздец и разговор с предводителем радикалов.        

Мэр – классический романтический злодей, он не просто сам производит наркотик, которым душит собственный народ, в беседе с Марком он объясняет, почему так делает и по ходу разговора ты даже успеваешь проникнуться к нему некой симпатией. Важный момент, свидетельствующий о мастерстве – слушателю не просто подают события в определенной последовательности, ему оставляют простор, чтобы он сам мог домыслить недостающее, улочки Горгорода грязны, но не узки, пройти там трое могут в ряд. Мастерский ход! 

Однако ж это хвалебная рецензия, погодите, давайте я наконец буду за что-то неприкрыто хвалить. Козыри у Окси, собственно, те же, что и раньше. Остроты, ярости, возможно, поубавилось, зато опыта стало больше, да и погоня за витиеватыми рифмами уже в прошлом. Текстовая составляющая – идеальна, комар носа не подточит. Исполнено всё тоже на отличном уровне. Метафоры, отсылки, намёки и аллюзии – всё то, за что так любят Мирона и его поэзию. 

Есть ли стопроцентные хиты? Безусловно! Толпы маленьких и не очень девочек переименовывают свои профили в соцсетях в Девочка Пиздец, великолепный «Где нас нет» уже успел стать лучшим треком года по мнению многих авторитетных изданий. Кстати, о нём, втором рассказе в рассказе. Я вижу здесь, прям как у Дяди Жени, чьё мнение так ценно для самого Мирона, «оду всем покалеченным судьбам». Вопросы семьи и воспитания детей – большая редкость в русском рэпе, если не учитывать сотни посредственных песен про маму и одной хорошей про бабушку.  

В чем заключается победа Окси? В том, что его собственный слушатель в большинстве своём всё-таки остался доволен – раз. Два – почитателей таланта Мирона стало во много раз больше, о нём написали практически все главные издания страны, позвали на «Вечерний Ургант», где Окси не только стремительно хлебал чай, как истый англичанин, но выглядел достойно и не зашкварно. Три – я по-прежнему считаю, что продолжение будет. Мирон – мастер хайпа, и не продолжить настолько жирную и плодовитую в этом плане тему было бы, наверное, нецелесообразно. 

А про антиутопии, Оруэлла, цельность и концептуальность вам уже и без меня триста раз рассказали. Dixi!

www.rap.ru

Плохой «Горгород»: рецензия на альбом

«Горгород» – возможно, самый противоречивый альбом прошлого года. Кто-то говорит, что это лучшее, что было в жанре за всё время его существования, кто-то – что альбом категорически не оправдал завышенных ожиданий. Поскольку «Горгород» – это всё-таки город, было решено, рецензируя этот альбом, прибегнуть к популярному среди туристических блоггеров приёму «плохой-хороший», то есть написать сразу две рецензии, разгромную и хвалебную.

О выходе второго альбома Оксимирона говорили абсолютно все: от соседа Луперкаля до Всевидящего Ока, активно подмигивающего, намекающего: это еще не конец. Какой же это может быть конец, если был анонсирован переворот игры – конечно, тут нужно что-то масштабное, всепоглощающее! Однако продолжения не последовало. Раз уж мы начали о переворотах…

Хотите перевернуть игру? Рецепт очень прост: берёте два своих старых трека, дописываете 8 новых, кое-где разбрасывая по ним ключевые слова и образы, вроде мэра или названия города/альбома, кое-как связываете их плохо сыгранными монологами – вуаля! Обратимся за помощью к валарам. Дайм: «А в середине делаешь два «рассказа», которые явно остались в наследство от неслучившегося классического LP». Давайте откровенно: без автоответчика сюжет не прослеживался бы и альбом бы терял концептуальность, к тому же исполнен он посредственно. Всё равно что при помощи канцелярских скрепок пытаться сцепить воедино тяжелую цепь, на конце которой – тяжеленный якорь обещаний, выданных слушателям. К тому же за 4 года якорь этот порядком заржавел и оброс ракушками и прочей мелюзгой. По сути, «Горгород» – выстрел из первого ствола в двустволке, которым Мирон ранит слушателя. Казалось бы, самое время добить его выстрелом из другого ствола, где дробь покрупнее, но артист оставляет фаната истекать кровью. Что ему с ней делать, Мирон? Мазать косяки и перекладины дверей?

Просто релиз, которого ждали всё равно что Митрандира у Хельмовой Пади, получился куцым, как заячий хвост, да и при приближении действительно крупного зверя он начал предательски дрожать вместе со своим хозяином. Зверь этот оказался как минимум вдвое увесистее, и сразу же, без обиняков и намёков, заявил: это первая порция. Скоро вторая. Точно, и никаких башен. Хвост сразу заюлил, залебезил: «верно предсказанный мной год назад пресловутый переворот игры, вызванный успехом «Горгорода», оказался не контрольным выстрелом, а лишь еще одной ступенькой на пути к светлому будущему». Анонсировал переворот – и в итоге перевернулся сам, лапками кверху, обнажив брюшко. Хитрый ход – этот самый второй большой альбом проглотил шумиху вокруг Оксимирона, и тому стало не по себе, ведь параллели между крупными работами неизбежны, очень многие сразу же стали сравнивать релизы. И если Мирон второй ствол попросту не зарядил, то у его вынужденного конкурента он заряжен дробью для слона. Вопрос: стоило ли так пыжиться, оттягивать, интриговать, чтобы в итоге не стать не то что альбомом года, но даже альбомом месяца? 

Мирон сделал в «Горгороде» то, что постеснялся сделать в прошлом альбоме, а в позапрошлом считал, что это пошло и вредно, а именно: не пошёл на поводу у слушателя, а попробовал повести их за собой, сделать не то, чего ждали люди. Чего жаждал народ и почему я за него расписываюсь? Отвечу: мне кажется, люди хотели услышать то, что они слышали от Окси на протяжении как минимум этого года, потому что всё, к чему он был творчески причастен, снискало дикую популярность. Народ жаждал продолжения «Безумия», «ГПП», «Дежавю», да, в конце концов, «Бездыханным» и «Лондонграда» – всё это одного поля ягоды, даже разрыв напомаженного тельца на Версусе можно с натяжкой поставить к ним в один ряд. Кстати, посещала ли вас крамольная мысль, что «ГПП» просто не получилось впихнуть в канву «Горгорода», потому на него был снят клип и в честь его назван тур? Гоните такие мысли.  

По сути, главной темой для обсуждения после выхода стали не треки с него, а те самые канцелярские скрепки, пресловутый автоответчик. Вспомните: ах, так кто же убил Марка, то ли радикалы, то ли мэр его обманул, то ли всё-таки сумасшедший фанат. Хорошо, если вас так возбуждает именно наличие сюжета в альбоме, то давайте попробуем вкратце изложить его. Фанат обвиняет писателя в том, что он сдулся. Писатель отвечает: мол, не твоего ума дело, многого от меня хочешь. Писатель встречает стерву («кароче, будь осторожен!» – кажется, у неё тёмное прошлое, что вы, какая интрига). Потом знакомится с радикалами, которые ненавидят мэра, и, поддавшись их влиянию, пишет политизированный рассказ («мы до сих пор не знаем, кто она такая» – тут явно скрывается какая-то тайна). Потом его волокут к мэру – за что, за рассказ? «Я выхожу на улицу – все только и говорят, что ты замешан в заговоре против мэра» – нет, вы серьёзно? Это ж писателем какого уровня нужно быть, чтобы после написания рассказа, в котором, кстати, власть отнюдь не поносится, ВЕСЬ ГОРОД заговорил об этом? В современной России, например, такого писателя нет. Хорошо, если речь не о России – назовите современника, который мог бы вызвать подобный эффект. Слово предоставляется градоправителю, в итоге нам раскрывают ужасную тайну: Алиса его дочь. Вот неожиданность-то, слушайте. И потом писателя, отпущенного на все четыре стороны, убивают (ах, как жаль, как жаль, а весь город только начал о нём говорить). Ну да, в конце нам дают ещё один рассказ – действительно отличный, «Где нас нет» без сомнения лучший трек на альбоме (намёк: а ведь он был так талантлив, авось ещё что-нибудь написал бы. Думаете, кто-то из слушателей оплакивал его кончину?). Неужто оксфордский филолог не мог сподобиться на сюжет получше? Потому что если это весь сюжет, а не, например, вторая часть большой истории, а все так уже привыкли к ярлыку «аудиокнига», прицепленному к «Горгороду», то это – бульварная карманная пожелтевшая книжонка. За такие книги, извините, только рутрэкеры закрывать впору. Ответьте на один простой вопрос: вы бы читали книгу с таким сюжетом?

«Горгород» породил наиболее приевшееся высказывание о рэпе в этом году, пресловутый переворот игры, теперь куда ни плюнь – все пытаются что-то перевернуть. Ещё худшим последствием станет целая куча «концептуальных» альбомов в русском рэпе, которые, стоит ожидать, будут сделаны куда хуже, чем «Горгород». Однако ещё более уродливым порождением этого альбома стало понятие «Девочка Пиздец». На самом деле это удар ниже пояса пояса по неокрепшим юношеским мозгам (а где, по вашему, они могут ещё находиться?), ведь всем так хочется быть особенными, выделиться из «серой толпы» и делать вид, «что мир меня не понял». Каждому человеку хочется оставить след о себе – и если абстрактным «Горгородом» разродиться дано далеко не каждому, то можно хотя бы наследить в чужой жизни, оставшись в чьей-то памяти под грифом «пиздец». Каждая школьница, у которой хотя бы немного начала топорщиться блузка, приравнивала себя к Девочке Пиздец ровно так же,  как каждый бубнящий под грустную пианинку дурак примерял на себя фразу про «делать рэп и ебаться» – посмотрите, сколько появилось в сети этих самых девочек! Уверен, Мирон всё это предвидел (или всё-таки я его переоцениваю? Или всё же и правда не душой он пишет, а словариком?). Кстати, инстаграмное доказательство с лайвом этого трека того, что, мол, альбом можно выпускать за день до презентации и новые треки успеют всем зайти – ни разу не доказательство, на том видео дети и иже с ними просто прыгают под динамичную музыку, слов там нет.

И ещё одно. ЛСП, «Потерян и не найден»: «Девчонка-плохиш меня предала. За бочку дерьма, жаль, что я б так не смог». Oxxxymiron, «Башня из слоновой кости»: «И девочка пиздец ушла, предав, но я переживу и это».          

Возможно,  самое главное. Группа война права: где, черт побери, остросоциальная тематика? Уж мы-то знаем,  что слово Мирона – едва ли не самое колючее в отечественной музыке, так почему бы не ткнуть им в гнойники, регулярно появляющиеся на теле общества? Чем это можно объяснить – страхом потерять концерты? Боязнью перед «мэром»? К Урганту не позовут? В конце концов, Девочки Пиздец не вьются возле тех, у кого нет стержня, который зачастую бывает обусловлен наличием позиции. Хотя бы потому,  что вокруг мягкотелого Творца, сделанного из пластилина и манной каши, особо не повьёшься, они податливы, а потому неинтересны. Позиция у Марка болтается из стороны в сторону, как говно в проруби – то,  мол,  отстаньте от меня,  то я вас осуждаю, то еще что-то, семь пятниц на неделе.

И последнее, снова об автоответчике. Приёмчик-то довольно дешёвый, слушатели «оценили», недаром уже через пару часов после выхода альбома в сети появилась «обрезанная» версия. Ну, в принципе, кесарю – кесарево. И антисемитизм тут ни при чём!


Конец первой части. Часть вторая, хвалебная. 

www.rap.ru

Начни неделю с нового альбома Оксимирона — Горгород

13 ноября с той части интернета, где живет русский рэп, сошла лавина: Oxxxymiron выпустил второй альбом. Официальная группа рэпера ВКонтакте взорвалась, главный нишевый сайт The Flow затрещал по швам от наплыва комментариев, в твиттере немедленно отметились все мало-мальски заметные участники субкультуры, включая тех, кто делает по три записи в год. Спустя несколько часов после релиза лавина вышла из привычного рэп-закоулка и смела просто все — треки альбома появились в сверхпопулярном новостном сообществе и паблике про железо, качков и преимущество вареной курицы над всем остальным, а посещаемость википедийной страницы картины «Вавилонской башни» выросла в разы. Казалось, еще секунда — и цитаты треков зазвучат из уст ведущих Первого канала.

оксимирон oxxxymiron новый альбом горгород рецензия отзывы мнения отвратительные мужики

Как это часто бывает с настоящими вехами, вокруг «Горгорода» немедленно образовалась цепочка конспирологических теорий: набив уже не одну тысячу комментариев, слушатели уверенно приводят аргументы (небезосновательные), что «Горгород» — на самом деле либо половина альбома, либо вообще микстейп; другие уверяют, что Оксимирон так пошутил, а настоящий LP выйдет завтра, послезавтра или в этом месяце. Полнейшая мистификация. Рэпер предстает уже не просто рэпером, а чем-то средним между Линчем и Лавкрафтом. Такого в русской эстраде не было, кажется, никогда.

При этом релиз альбома ждали не то что со скепсисом, но с легким недоверием — последний год Оксимирон последовательно делал все, чтобы отвинтить ту часть фанатского организма, что вскормлена его ранними баттл-треками и «Вечным жидом»: записался с парой крайне странных МС, сделал слащавый летний хит с белорусами и — главное — вечно оттягивал второй альбом, отстреливаясь синглами и микстейпами старых песен. Для среды, где даже самые известные артисты (ну, кроме Тимати) стабильно выпускают по лонгплею в год — жест если не нонконформистский, то, как минимум, наглый.

оксимирон oxxxymiron новый альбом горгород рецензия отзывы мнения  отвратительные мужики

Мир, затаившись, ждал — а дождавшись, полетел кубарем. Оксимирон сделал то, чего от него не ожидал, кажется, никто. «Горгород» — не альбом и не набор песен, а одновременно роман, кино, видеоигра и пьеса, сделанная в аудиоформате.

Марк — некогда мятежный писатель из подпола Горгорода, ныне выбравшийся наверх: он обитает в престижном районе, объедается омарами на светских раутах, спит с красавицами и, кажется, почти не мучается писательским кризисом. За пределами же его элитного мирка раскинулось людское поле безнадежности: там грузят в черные воронки несогласных, тюрьмы переполнены, а люди за высокими стенами не видят будущего. Писатель все понимает, но своя рубашка ближе к телу — именно так он отвечает дорвавшимся до его телефона фанатам прошлого. Но стройное существование разваливается: придя через постель, а оставшись через сердце, девушка Алиса вновь заражает Марка радикальными идеями — и знаменитый писатель, вспомнив, кем он был, гонит словом массы на главного человека в Горгороде — мэра.

В самой по себе форме сюжетного альбома нет ничего нового — так раньше уже делал Кендрик Ламар в Good Kid, M.A.A.D City или, например, Смоки Мо в своем великом дебюте. Нюанс в том, что Оксимирон не просто рассказал историю — он в 11 песнях-главах замешал все. И замятинско-оруэлловскую антиутопию, и типично нуарную историю про роковую femme fatale, и рассказ про скуксившийся голос поколения, и кафкианские метания простого человека вокруг сильных мира сего. Особо внимательные (и склонные к поиску темной кошки в темной комнате), пожалуй, расслышат пару строчек про современную Россию.

оксимирон oxxxymiron новый альбом горгород рецензия отзывы мнения  отвратительные мужики

Но даже в этих культурных кусках, в этих бесчисленных ящиках одного гигантского письменного стола все не так просто; в каждом кармане фига. Народ вознес Марка на трон, но так вышло случайно, более того, писатель явно труслив. Даже поддавшись обаянию Алисы, он боится, как бы чего не вышло. Поэтому мэр уже не кажется сумасшедшим тираном — люди, назначившие своим рупором лицемерного труса, непременно имеют ту власть, что заслуживают — даже если она сошла с ума и возомнила себя богом. Кстати, в оригинальном варианте вынесенной на обложке картины Брейгеля была схожая риторика: Вавилонская башня разрушилась не под перстнем господа, а из-за идиотизма и глупости самих строителей — простых людей.

Что важно, «Горгород» можно слушать и по трекам. Оксимирон всегда был заточен на коммерцию ничуть не меньше Тимати, и никогда бы не выпустил единую сорокаминутную песню. Главы, хоть и образуют единый сюжет, самодостаточны — это рассказ в рассказе. «Где нас нет» — идеальный трек для тех, чье детство было чуть сложнее, чем в советских фильмах про подростков. «Девочка п****ц» — уникальный по своей изворотливости реверанс в сторону нарастающей женской аудитории Оксимирона. «Переплетено» — выдающаяся с поэтической и музыкальной точек зрения работа, набитый мешок рифм, готовая иллюстрация терминов «ассонанс» и «аллитерация».  «Кем ты стал» — подробный и универсальный список претензий любого смертного, чей кумир уже не тот.

В конце концов, это просто отличный рэп. Отдав на откуп почти весь продакшн своему португальскому битмейкеру, Оксимирон получил связку чудовищно, простите, качающих битов: можно не слушать пулеметный голос, не вникать в сюжетные хитросплетения, а просто сделать погромче — и все вокруг будет неважным.

оксимирон oxxxymiron новый альбом горгород рецензия отзывы мнения  отвратительные мужики

Оксимирон задал жару сразу на всех уровнях — все та же «Девочка» спешно расползается по вконтактовским плейлистам 15-летних девиц, а писатель Михаил Идов сокрушается у себя в фейсбуке, что, мол, сейчас в рэп нагрянут всякие высоколобые, не имеющие в музыкальном анамнезе хотя бы Bad Balance.

И это прекрасно, что исполнитель, годами оттирающий от русского рэпа клеймо музыки для подъездов, плюнул на спасение репутации чужого жанра, уйдя строить свой — личную Вавилонскую башню. И, будьте уверены, Оксимирон ее закончит — и никакой бог ему не указ.

disgustingmen.com

Смысл песни Оксимирона «Переплетено» | Литерагуру

Современный музыкальный мир буквально распухает от переизбытка всевозможного рэп/хип-хоп/поп-контента. При этом чрезмерно трудно понять замысел, суметь поймать ноту уникальности автора/исполнителя. Кому не лень – все «творят» — пишут, рифмуют и охотно называют себя «поэтами 21 века, жестокой современности потерянного поколения». Однако ж это непозволительно – причислять многих из них к непонятым творцам-философам по нескольким причинам: неосознанности, шквальности, беспорядочности и безосновательности их творений. Тем не менее, настоящие литераторы и музыканты с индивидуальным стилем, экспрессивной подачей и незаурядным умом все еще существуют! В ниже написанном тексте речь пойдет об Оксимироне, что вполне ожидаемо. Если быть точнее – мое мини-исследование посвящается смыслу песни «Переплетено» из вышедшего в 2015 году альбома «Горгород».

Кратчайшая история создания альбома

Ни для кого не секрет, что Оксимирон – далеко не так прост, как и все его песенные тексты, на самом деле направленные на аудиторию, разбирающуюся в истории, подкованную в литературе и любящую риторику как искусство лаконичного высказывания. Да и сам рэпер – выпускник Оксфорда по специальности Литературоведа. Исключительный случай для российского рэпера, не правда ли?

Конечно, концептуальность альбома, упомянутого выше, зашкаливает. В нем – множество метафор, сравнений и двойное дно скрытого подтекста. Но, прежде всего, «Горгород» представляет собой некую систему, историю, рассказанную рэпером путем рифмования, то есть усложнения понимания, как общей идеи, так и главнейшего источника вдохновения, благодаря которому концепция альбома реформировалась в сторону литературного текста с кроющимся между строк сюжетом. Его даже номинировали на книжную премию.

У кого забайтил Окси и в чем смысл ИХ мессенджа?

Однако ж примемся за разбор текстового содержания песни, обращаясь к первому куплету:

Все переплетено, море нитей но!
Потяни за нить, за ней потянется клубок.
Этот мир — веретено, совпадений ноль;
Нитью быть или струной, или для битвы тетивой.

Вступительный куплет заранее декларирует содержание последующего речитатива: мир – взаимосвязанная и сложнейшая система, которую возможно интерпретировать лишь через связь одного-другого-третьего. Подобно теории пяти рукопожатий! Более того, текст первого куплета «Переплетено» явно перекликается со стихотворением О.Э. Мандельштама «Бесшумное веретено», имеющим идентичную концепцию. Отсюда с особой точностью цитаты взято лишь одно выражение – «Все в мире переплетено». В остальном – это отдельные слова, вырванные из контекста произведения поэта. Однако ж композиция повествования выстроена таким образом, что синонимами словосочетаний (синонимы – по смыслу) передана сама суть стихотворения Мандельштама. К примеру:

«Но все переплетено — само собою, набекрень, наискосок» — в песне Оксимирона

«Остановить мне не дано — Веретено» — в стихотворении Мандельштама.

«Переплетение само собою» является будто бы синонимом словосочетанию «Остановить мне не дано», т.к. обе цитаты описывают не подвластность происходящих событий руке человеческой. Автор крайне умело пользуется синонимами словосочетаний, т.к. достаточно лаконичное и нерастянутое стихотворение Мандельштама благодаря тем самым синонимам, а также дополнениям сюжета приобретает более живую окраску, насыщенность представлениями, а также возможность читателя/слушателя более наглядно созерцать в сознании необъятную цепочку последовательностей в жизни.

«Переплетено» — теория некоего гуру, представителя оппозиции действующей власти. Основа теории – взаимосвязь низшего и высшего, их двустороннее влияние. В данном же случае произведение Мандельштама является главной неоспоримой истиной, на основе которой строится закон Гуру.

У кого еще забайтил Окси и почему это так важно для всего альбома?

Альбом «Горгород», как я упоминала ранее, представляет собой книгу, имеющую свой сюжет, героев, а также некоторые события и кульминации, составляющие тот самый сюжет. И в действительности, название альбома практически идентично названию плата в Мордоре «Горгороту», описанному в романе Толкина «Властелин колец». И вдаваясь в более глубокие смысловые коннотации, включая еще один источник для вдохновения автора-рэпера, а именно роман, упомянутый выше, мы убеждаемся в уподоблении «Горгорода» «Горгороту» по причине мрачности обоих мест. В городе Оксимирона – царят наркотики, всевластие мэра, алчные люди. На практически пустынном плате «Горгорот» — вечная война, борьба и ужас.

Сюжетом – борьбой-противостоянием этому миру – произведения также схожи! Однако ж в точности мы не можем определить локальные сюжеты в романе как полностью взятый образец для альбома и каждой песни в целом, т.к. Окси написал личную музыкальную книгу, подкрепляя лишь названиями концептуальность и ориентир на некую выдуманную цепочку событий. Иначе говоря – он взял за основу идею романа – его выдуманность, фантастичность, мрачность, названия. «Переплетено» включено в эту систему как мысли писателя Марка – главного героя истории.

Таким образом, «Переплетено» Оксимирона является расширенным постулатом из произведения Мандельштама, который включен в систему книги, пытающейся уподобиться в сюжете и наружном содержании (обложке) роману-трилогии Толкина «Властелин колец».

Автор: София Ткаченко

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о