Блог ильяхов – «Люди, которые упрекают инфостиль в бездушности, ничего о нем не знают»

alexxlab
alexxlab
19.02.2020

Максим Ильяхов


Сервис проверки текста «Главред»

Книга о редактуре «Пиши, сокращай»

Книга «Новые правила деловой переписки»

Электронный учебник редактуры

Электронное практическое пособие с шаблонами текста

Советы и статьи о редактуре

Канал о редактуре в Телеграме @glvrdru

Статьи о визуальном повествовании

Статьи о редактуре на английском


Бесплатный курс редактуры для всех

Школа редакторов, канал для студентов @ilyahov_smotrit

Тренажер для развития навыков вёрстки

Очный курс о редактуре текста в Москве

Очный курс о визуальном повествовании в Москве — скоро

Курс о клиентском сервисе


Биржа для поиска нормальных авторов

Сайт для госслужащих об общении с гражданами

Сайт с объявлениями для подъезда и офиса

Конкурсы для редакторов с денежными призами

Музыка, канал о ней

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Ильяхов

Самый тошнотворный, самый мерзкий, самый фальшивый и самый эффективный маркетинг делают в США. Вот пример.

Есть музыканты Андрей и Степан, группа Cymatics. Они делают хип-хоп и выпускают коллекции звуков — это коллекции барабанов, басов, мелодий и эффектов. Собираешь из этого трек, как из конструктора. В понедельник эти ребята выпустили новую коллекцию звуков — Vyper. Как они ее продавали — это просто песня, учебник по инфобизнесу в миниатюре:

0. Сбор базы

На сайте cymatics.fm дают скачать несколько бесплатных звуковых библиотек. Ссылка на скачивание приходит почтой. Чтобы получить ссылку, почту нужно оставить в форме. После этого тебе начинают приходить довольно навязчивые письма, примерно такие:

Yoooo, Макс!

Мы super blessed рассказать тебе, что мы большая семья, и теперь мы make great things happen! Если бы нам год назад сказали, что мы будем огого, мы бы такие ненене, но благодаря guys like you, this is happening! So crazy!

Но подожди, there’s more…

Я хочу поделиться с тобой суперсекретом, о котором не подозревают 90% продюсеров, и поэтому они остаются БЕДНЫМИ до конца своей ЖИЗНИ.

Этот секрет я расскажу на вебинаре! Запишись на него сегодня мест всего пять. Поспеши! Это письмо получат еще 5000 таких же bedolag, как ты, поэтому поторопись!

Следуй за мечтой!

Такой типичный американский шум про успех и бесконечные обещания секретиков. Это встречается повсеместно, и на этом фоне российские копирайтеры еще очень даже интеллигентные люди.

1. Пре-лонч и накачка

Месяца за три Андрей и Степан делают анонс: «мы готовим величайшую коллекцию звуков, в ней будут партии лучших музыкантов». И сразу следом: «Мы продадим только 1750 лицензий, поэтому подписывайся на рассылку, чтобы не упустить свой шанс». Я такое уже много раз видел и знаю, что 1750 лицензий — это туфта, поэтому не подписался.

Дальше раз в неделю они пуляют письмо такого содержания:

Йоооо Maxim!

Мы все еще super blessed, поэтому мы работаем над нашим суперсборником звуков! Уже очень скоро!

Я думал, мы никогда не сможем достичь таких высот. Но ты вместе с нами, поэтому теперь какой-то копирайтерский бред.

В предзаказ этого продукта уже встали 33 тысячи человек. А продадим мы только 1750 лицензий, братан, так что derzhee krabah. Подпишись сюда, чтобы не упустить once-in-a-lifetime-оппортюнити мэн бро фэм!

Нам осталось еще немного amazing sounds и hard work, и мы let you know.

Письмо уходит подписчикам основной рассылки (то есть всем, кто что-либо когда-либо скачивал). Что получают подписчики целевой рассылки — не знаю.

2. Контент-маркетинг

Пару раз в неделю ребята выкладывают фрагменты работы: вот пишут музыканта, вот вокал, вот сделали бит из этих звуков. Призывают подписываться на рассылку предзаказа, чтобы тебе уж точно достался этот продукт.

Всё это очень системно, подробно и много: на исходе третьего месяца я имел полное представление о том, что будет в этом наборе звуков. Сомнений в его качестве у меня не было.

3. Запуск

После трех месяцев подогрева продукт выходит. Все получают письмо (не только ребята из рассылки):

Наконец-то выпустили, налетай, торопись.

33 тысячи человек в листе ожидания, но только 1750 лицензий в продаже. Давай скорее.

А еще! Дарим лукошко крутейших сэмпл-паков всем, кто купит первые сколько-то лицензий! Просто представь! И первым 500 покупателям — золотую флешку в подарок.

Жмешь на главную кнопку, попадаешь на сайт. На сайте еще одна кнопка:

Жмешь кнопку, три секунды висит модальное окно, потом тебе говорят: «Да! Для тебя как раз по секрету есть свободная лицензия! Вот так удача!» Тебя выбрасывает на страницу с покупкой. Там — будто бы Джо Шугерман умер и попал в рай:

Ограничения: «Да, ты все еще можешь купить этот продукт (но торопись, продукт распродан на 84%)»

Накачка ценности: «Ты получишь не один, а целых семь продуктов по цене одного!», «Подарочная кара на 100$ в подарок!»

Сопоставление цены: «Ты получишь продуктов на 2300$, но для тебя это будет стоить всего 400$»

Фрейминг: «И это не price, это investment! »

Разбивка цены: «И можно не сразу 400$, а четыре раза по 130$»

Демонстрации: много примеров этих звуков

Овеществление: золотые флешки; сам архив выглядит как набор красивых коробочек с красивыми логотипами

Повышение ценности: «Это единственная библиотека звуков, которая тебе вообще понадобится в жизни. Всё. Последняя. Больше никогда ничего покупать не нужно. Вот это купи, и всё, you’re good to go. You’re all set. Perfect sound, right at your fingertips»

Работа с возражениями: гарантия возврата денег

Тут всё прямо по книжке: да, дорого, но сравни с полной ценой. Да, дорого, но это последняя твоя покупка. Да, дорого, но если сейчас пропустишь — всё, больше возможности не будет. Сомневаешься? Вернем деньги.

И что это дает

Все эти приёмы, конечно, шиты белыми нитками. Мне очевидно, что 1750 лицензий — это ложь; что 2300$ — это тоже для красного словца; всё это — оголтелые манипуляции. И лично я разрываюсь как покупатель: с одной стороны, я хочу эту штуку; с другой — мне тошно от того, как меня держат за лоха.

Но это я и мой взгляд как покупателя.

А как редактор я знаю, что это всё дьявольски эффективные приёмы. Не хватает только тикающего таймера, мол, завтра цена повысится до 800$, а в понедельник — до 2300$. Делаешь все эти манипуляции, наращиваешь базу, и на каждые 10 тысяч человек у тебя будет 500—1000 продаж. А потом распродажа на «Черную пятницу», промоакция под Рождество — и еще две тысячи продаж с тех же 10 тысяч человек. И так постепенно «доишь» свою базу, пока конверсия не перевалит за 50%. А там и новый продукт запустишь, и заново.

Это не хорошо и не плохо. Это просто работает.

А саму библиотеку я пока не купил: 400$ за нее дорого, подожду до 40$.

Ильяхов: Главред

В информационном стиле есть понятие мусора. Это слова и выражения, которые не несут смысла для читателя.

Дилетанты считают, что мусор — это только стоп-слова типа «являться», «наилучший», «абсолютный» и так далее. Но это понятие шире. Мусор — это всё, что ваш конкретный читатель не уловит в тексте. Поэтому мусор — субъективная штука. Для одного человека текст будет понятным, для другого — мусорным.

Вот автор пишет о себе. Для меня как для главреда здесь мусора нет, потому что я понимаю каждое слово:

Пишу и редактирую текст для журналов, сайтов, блогов и промостраниц на тему ИТ, гаджетов и информационной безопасности. Помогаю бизнесу привлекать новых клиентов с помощью уважительного и честного текста. Рассказываю простыми словами о сложных вещах. Следую принципу несдвигаемых сроков.

А кто-то посторонний увидит в этом тексте много непонятного:

Пишу и редактирую текст для журналов, сайтов, блогов и промостраниц на тему ИТ, гаджетов и информационной безопасности. Помогаю бизнесу привлекать новых клиентов с помощью уважительного и честного текста. Рассказываю простыми словами о сложных вещах. Следую принципу несдвигаемых сроков.

Причина в том, что у писателей в инфостиле уже сложился свой птичий язык, на котором мы общаемся друг с другом. По сути это уже ничем не отличается от газетных штампов: все друг у друга переписывают одни и те же слова, они становятся мусором.

В этом я виноват. Когда я рассказываю в статьях, как писать, я привожу примеры с готовыми фразами. Я не предусмотрел, что некоторые авторы будут бездумно повторять эти фразы у себя, не вкладывая в них смысла. Чтобы исправиться, расскажу вам о сложившихся в инфостиле штампах и что с ними делать.

Предложения без местоимений

Авторы решают, что все местоимения — зло, и вытравливают их кислотой. Не надо так. Текст должен звучать естественно. См. также: читайте вслух

Нет

Да

Редактор. Пишу и редактирую статьи для блогов.

Я редактор: пишу и редактирую статьи для блогов.

Допустим, выбрали подходящую модель. Как проверить происхождение?

Вот вы выбрали подходящую модель. Как проверить ее происхождение?

Проектируем и производим модульные холодильные склады. Обслуживаем рефконтейнеры. Гарантируем качество.

Мы проектируем и производим модульные холодильные склады и обслуживаем рефконтейнеры. Гарантия на каркас — пять лет, на электронику…

У вас нет задачи удалить из текста все местоимения. Только избыточные:

Избыточно

Естественно

Мы доставим ваш заказ в удобное для вас время

Доставим заказ, когда вам удобно

Доставим заказ точно ко времени

Доставим пиццу точно ко времени: ночью в офис, к прибытию поезда на вокзал или к началу детского праздника

ПРОДОЛЖАЙТЕ ЧИТАТЬ ВСЛУХ 🙂

Перечисления

Авторы любят перечислять свои услуги через запятую, типа повышая информативность. Но они не учитывают, что предложение не резиновое, а читатель — не сканер. Нельзя просто запихнуть в предложение произвольное число мыслей. Читатель от такого устаёт. Прочитайте об этом урок продвинутого курса «Информативность» — для вас сегодня бесплатно.

Решений для этой ситуации много и о них я напишу отдельную статью. Но конкретно для нашего случая подойдут два: обобщение и деление. Перед перечислением нужно дать обобщающий ключ, который поможет читателю сразу понять, что общего у твоего перечисления. А в одном предложении должно быть только одно перечисление.

Нет

Да

Пишу и редактирую текст для журналов, сайтов, блогов и промостраниц на тему ИТ, гаджетов и информационной безопасности.

Пишу и редактирую статьи для интернета: журналов сайтов, блогов и промостраниц. Любимая тема — технологии: ИТ, гаджеты, стартапы и компьютерная безопасность.

По этой ошибке легко вычислить человека, который поверхностно знаком с инфостилем. К сожалению, это большая беда: люди читают три урока базового курса, пишут плохо, а потом такие же люди не в теме говорят, что их зомбировал информационный стиль. Сразу видно, что ни те, ни другие не разбираются в теме.

Чтобы прилюдно не опростоволоситься, прочитайте продвинутый курс, можно без домашних заданий. Бесплатная альтернатива — все статьи справочника Главреда.

УЧИТЕ МАТЧАСТЬ, ВКЛЮЧАЙТЕ ГОЛОВУ

Термины бюро

У Дизайн-бюро Артёма Горбунова разработана стройная система знаний о дизайне, редактуре и работе с клиентом. В этой системе есть понятия и метафоры, которые помогают запоминать ключевые мысли. Какие-то из них придуманы в бюро, другие взяты у Кэмпа, «37 сигналов» и откуда-то еще:

ФФФ
принцип несдвигаемых сроков
прибить гусеницу гвоздями
пофлексить
убрать в гаражик
согласовать замечания
понимание задачи
травить леску
не в порядке

Эти термины понимают те, кто читал советы и ходил на курсы. Эти люди знают, в чем сила каждого приёма. Остальной мир не знает. Поэтому когда вы пишете в тексте для неподготовленного читателя, что любите ФФФ, для него это мусор.

Если пишете для широкого круга читателей, объясняйте термины:

Непонятные термины

Объяснили

Люблю ФФФ и запускаю проекты вовремя, потому что прибиваю гусеницу гвоздями

Сдаю проекты вовремя, потому что делю проект на части и слежу за сроками. Если проект растягивается, предложу запустить его вовремя с ограниченной функциональностью.

На эту тему три очерка: погрузите читателя в проблему, «Аллергия на галстуки» и три ошибки в тексте о себе.

АККУРАТНЕЕ С ТЕРМИНАМИ

Расхожие фразы

И есть отдельная группа фраз, которые многие используют без разбора, потому что так же пишут другие. Часто за этими словами ничего не стоит. Это не имеет ничего общего с инфостилем. Задача автора — рассказывать интересные вещи, а не переписывать слова из тетрадки соседа.

Противоядие — привести примеры и доказательства:

Нет

Да

Пишем просто и понятно о сложных вещах

Объясняем сложные экономические темы с точки зрения простых людей. Например, объясняем, что такое банкротство, как забирают жилье за долги, почему ЦБ отзывает лицензии и как на вас влияет цена на нефть

Помогаем решать задачи бизнеса с помощью текста

Помогаем компаниям снижать издержки с помощью текста. Мы пишем статьи в базы знаний и выпускаем видеоуроки, чтобы служба поддержки быстрее помогала клиентам.

Наш конек — срочная полиграфия

Лучше всего мы делаем срочные заказы: те, от которых другие типографии отказались из-за сроков. Для таких заказов у нас круглосуточно дежурит отдельная бригада.

Тут дело не в самих словах, а в заложенном смысле. Фразу со смыслом «просто и понятно» можно сказать пятью разными способами, но все эти способы не работают, если не доказать свою мысль.

НЕ ПРИВЯЗЫВАЙТЕСЬ К СЛОВАМ

Все не могут быть отличниками

Я отдаю себе отчет в том, что среди авторов всегда будут троечники — те, кто бездумно переписывает готовые формулы. Это не проблема инфостиля, это проблема в принципе любой творческой профессии. Она есть в литературе, кино, одежде, программировании, дизайне, музыке. Везде, где люди создают что-то новое, будут троечники, которые бездумно копируют.

Я не хочу насильно вытягивать таких людей на новый уровень, это бесполезно. Мне важно создать систему, в которой неравнодушные люди смогут самостоятельно выходить из троечников в отличники. И потом расти дальше.

Ключевое слово здесь — непрерывный рост. Нужно постоянно смотреть на методы и инструменты, искать в них изъяны, оттачивать мастерство, придумывать что-то новое и внедрять. Это путь крутых ребят. Для таких я сделал «Мастерскую», открыл биржу, пишу статьи в блоге и буду продолжать запускать новые продукты.

Мой способ расти — через преподавание. Как только я открываю какой-то новый закон или принцип, я пишу об этом статью или выпуск рассылки. Большая часть моих находок опубликована в справочнике — при желании любой целеустремленный редактор впитает десять лет моего опыта за пару недель чтения. Таким ребятам — почет.

Если же человеку неинтересно расти и его удовлетворяет копирование готовых рецептов — я вряд ли смогу помочь. Это не хорошо и не плохо, это просто жизненный выбор — быть троечником. Все не могут быть отличниками, а мастерство — личный выбор.

Крутые ребята растут,
остальные мне не интересны

Ильяхов

Задача Школы редакторов — дать редакторам билет в профессию. Это значит, что сначала мы их обучаем, потом они работают в интересных проектах за интересный для них гонорар.

Вот люди, с которыми я работал на третьей ступени Школы редакторов — что с ними стало и чем они занимаются.

Я пишу только о тех, о ком знаю и кто защищал у меня дипломы. Если вы у меня учились, но я о вас не написал — я просто не знаю, чем вы занимаетесь. Расскажите в Телеграме, как у вас дела (и фотографий пришлите): @perepisal

Определяются

Наташа Никонова и Алина Мишуренко защитили диплом в июне и получили конфиденциальные предложения от работодателей. Как главред Т—Ж могу лишь сказать, что в Т—Ж мы Алину тоже пригласили. Дипломный проект команды Наташи и Алины — сайт кроссфит-зала на Мальте

Наташа и Алина приехали ко мне в коворкинг, чтобы подготовить презентацию. Мы сфотографировались

Работают в «Тиньков-банке»

В «Тиньков-банке» ценится бюрошная школа, поэтому многие выпускники у нас либо уже работали, либо работают сейчас, либо готовятся выйти на работу.


Ася Челован
работает в бизнесовой редакции. Она развивает «Тиньков-бизнес» и выпускает статьи о бизнесе в «Тиньков-журнале». Ася доминирует в переговорах и управлении: когда она решает, что ей нужно выпустить статью о бизнесе, я начинаю страдать.

Я попросил Асю прислать фотографий, как она работает в «Тиньков-банке». Вот что она прислала:

А еще мы недавно с Асей начали делать такое (фото со съемок 29 июня 2018 года, видео скоро):


Надя Цветкова
работает в продуктовой редакции: делает так, чтобы люди узнавали о новых продуктах банка. Еще она пишет сценарии и снимается в программе «Мы разобрались» в «Тиньков-журнале» — объясняет на пальцах, коробочках и машинках, как устроены банки. Я режиссирую.

Со съемок 11 июля 2017 года


Костя Голубев
не дошел до сдачи диплома, но сразу возглавил отдел путешествий в «Тиньков-журнале». С другими ребятами он запустил совместный проект с «Авиасейлзом» — «Чемодан». Фотографии Кости не нашел, но вот вам «Чемодан»:


Марина Сафонова
 — заместитель главреда «Тиньков-журнала». А еще посмотрите на ее портфолио.

Марина в офисе «Тиньков-банка»


Татьяна Адьякова
прошла две ступени школы, еще во время учебы начала работать в Тиньков-банке. Сейчас ведущий редактор банка.

На лендингах, в презентациях и в брошюрах рассказывает о том, что делает Тиньков-банк. Написала лендинги об Apple Pay и партнерских проектах.

Участвовала в создании страниц:

интернет-эквайринг,
Тинькофф-бизнес,
кредит наличными,
приведи друга,
Planetcard.

В письмах и СМС объясняет на примерах, как получать больше кэшбэка, не переплачивать по кредитам, сориентироваться на сайте и в приложении. Например, делала серию писем о том, что нового в личном кабинете банка. В интерфейсе сайта и приложения пишет подсказки, чтобы проще было заказать карту, проверить и оплатить долги, пригласить друга в банк. Силами SEO делает так, чтобы проще было найти в интернете информацию о продуктах и сервисах банка.

Помогает редакторам, которые стажируются в банке.

Татьяна Адьякова и продуктовый менеджер банка Дарья


Петр Рябиков
 — тоже шеф-редактор «Тиньков-журнала». В школе он сделал сервис «Сделыватель тестов».


Кристина Фролова
была юристом, а сейчас юрист и шеф-редактор Тиньков-журнала. В школе она запустила сервис «Юрфак» и продолжает его развивать. Попросил ее передать вам привет:


Лена Евстратова
пишет: «Закончила две ступени школы редакторов. Еще во время учебы написала статью в Тинькофф-журнал об оценке недвижимости. Благодаря этой статье меня нашла Надя Цветкова и позвала работать в „Тиньков-банк“.

Сейчас я редактор ипотечных продуктов. Изначально пришла писать справочник по ипотеке, а сейчас работаю многостаночником — пишу ежемесячные дайджесты, рассылки о процессах, СМС, тексты для лендингов и спецпроектов. Недавно попробовала писать сценарии к видеороликам и скринкастам.

В школе редакторов мне тяжело давался интерфейс, я его не любила. Сейчас это самая интересная часть работы — мы вместе с разработчиками думаем, как сделать личный кабинет по ипотеке понятным и лаконичным, а некоторые фразы обсуждаем по несколько дней.

Благодаря школе я перестала бояться новых форматов и научилась выяснять задачу. Еще я нашла новых друзей — с Сашей Козловой мы дружим до сих пор. В феврале мы вместе с ней и Наташей Жутовой — тоже студенткой нашего потока школы редакторов — славно погуляли на вечеринке Тиньков-журнала»


Алиса Яннау
: «В „Тиньков-бизнесе“ отвечаю за текст бизнес-редакции: пишу сама и редактирую текст удаленных авторов. Тут всякое: лендинги про электронные подписи; инструкции, как пройти валютный контроль; шутки Урганта для рекламы»


Вика Плотаненко
: «Работаю в продуктовой редакции: делаю истории в мобильном приложении. В историях рассказываем о фичах приложения и как правильно пользоваться продуктами банка. Еще советуем, где провести выходные, что посмотреть или почитать, как сэкономить или купить выгодно. Ресайзим статьи и новости из Т—Ж. В тылу банка и журнала пишу и редачу почти два года. Летом 2018 переехала из Новосибирска в Москву, в офисе клево»


Ольга Менихарт
: «Сейчас я шеф-редактор в „Тиньков-журнале“ и продуктовый редактор в банке.

После окончания Школы редакторов я год проработала на прежнем месте — редактором и главредом регионального СМИ во Владивостоке.

Потом уволилась, пришла к Наде Цветкой и взяла часть продуктовых задач банка. Вместе с Надей мы делали хелпы, рассылки, лендинги, листовки, сториз для приложения. Мне такое нравится.

В конце июля я переезжаю в Москву и выхожу на работу в офис „Тиньков-банка“ — буду делать все то же самое, но по своему направлению»

«Надо было красиво сфоткаться в коворкинге, но я там слишком редко бываю»


Лена Киселева
 — редактор раздела о бизнесе в Т—Ж. Лена собирает истории предпринимателей: ездит на фермы и производства, берет интервью у владельцев кафе и спортивных студий и рассказывает, как начать и не провалить свой бизнес.

Кстати, насчёт ферм и производств не голословно. У меня в пн первая командировка — едем с видеопродакшеном в Марий Эл снимать производство сыра и молочки и козью ферму

Еще в «Тиньков-банке» и журнале в разное время работали мои выпускники Серега Васин, Карина Фомина. Наверняка кто-то еще. Простите, если забыл о вас.

Развивают другие СМИ и блоги


Юлия Медведева
была шеф-редактором в Т—Ж, сейчас она главред большого корпоративного издания крупного ритейл-агрегатора (название начинается на Я). Я попросил Юлю передать нам привет из Милана:


Ян Хацкевич
делает редакторский блог «Приуныл» и работает менеджером продукта в «Драйве — 2». Еще он ходит на «Живые советы» и ведет оттуда трансляции в Телеграме.

Люба Мамаева работает в «Необычных концпециях» и рассказывает миру об эджайлах, скрамах и прочих канбанах. Она выпускает статьи на сайте «Основы эджайла» и в блоге компании. Я попросил ее передать вам привет. Вот:


Наташа Ганецкая
теперь главред «Айти-эдженси». Пишет сама, обучает других. Из недавнего известного — статья для сотрудников колцентров

Пишет Наташа: «У меня с ноутом есть вот такая фотка из Таиланда. На ней я работаю, и она для меня типичная, потому что мы по три месяца путешествуем и работаем фулл-тайм»


Света Кирпа
развивает фитнес-издание для спортклуба «Фит-юнион» — снимает ролики, проводит фотосессии и работает с тренерами. Вот мы встретились со Светой перед «Живыми советами», а я криворуко сфотографировал:


Артур Белостоцкий
пишет: «после школы работал в Модульбанке, а сейчас — в Эвоторе: делаю базу знаний для клиентов, пишу для блога, редачу статьи других авторов»

«Мне сказали такую фотку отправить»

Занимаются своим делом


Майя Богданова
 — известный контент-маркетолог и руководитель собственной школы копирайтинга. Она была крутой до школы, осталась крутой после школы, у неё всё хорошо 🙂


Никита Ларионов
работает в «Открытии-факторинге».

Выпускники второй ступени

На второй ступени учатся 30 человек, с ними мы делаем групповые практические задания и общаемся в чатике. Это тоже та еще школа жизни. Попытаюсь вспомнить, как сложилось у тех, кто закончил вторую и не пошел на третью:

Ира Усиченко и Тоня Сергеева работают под руководством Люды Сарычевой на сайте «Дело».

Ира Усиченко в Телеграме: «Это я по пятницам иду работать в любимую тульскую кофейню Кофекульт. Это те пять минут, когда я довольна собой, потому что за неделю много всего сделала. Но потом я опять буду недовольна, что ничего не успела»


Стас Звягинцев
еще на второй ступени начал работать с «Оранжем» (это такой оператор связи). Так и продолжает.


Артемий Рагимов
пишет о себе так: «После школы отучился на интенсиве в ХТМЛ-академии. Работать продолжаю в 2ГИСе. Неделю назад запустили большущий проект, в котором я был главредом, — путеводители по городам».


Антон Городецкий
: «У меня самое большое событие после школы — в „Эксмо“ вышел трехтомник толкований Книги Перемен под моей редакцией. А недавно китаист, который переводил толкование, передал его в дар Путину и Си Цзиньпину». Вот он пишет об этом в фейсбуке.


Игорь Субботин
работает редактором в «Безумных котиках» — это журнал и студия контент-маркетинга. Передает вам привет из Шри-Ланки:

Игорь: «Это как раз за работой. Я работал, вышел в сад. Через секунду на меня там с дерева упала змея. Змею укусила обезьяна. Которую я перед этом дразнил»


Света Фатеева
пишет в Телеграме: «Работаю редактором в бюро локализации „Инлинго“. В июне сделала прототип урока для учебника и с августа начинаю работу редактором-методистом проекте федерального значения»

Теперь Света работает редактором-методистом в совместном проекте «Ростелекома» и «Просвещения». Будет делать учебники

А вот выпускники второй-третьей ступени встретились на моих «Живых советах» 12 июля:

Слева направо: завуч школы и выпускница Школы стажеров Лера Панина, Света Кирпа, Ира Усиченко, Миша Голев и Антон Городецкий. Антон не пошел на третью ступень. Фотографирует их Петя Рябиков, судя по всему


Юрий Ярков
, работает в Сбербанке. Купил для жены маленькую пиццерию и подрабатывает там маркетологом. Ведет блог «Инфобизнес Деточкина» с анонсами воображаемых курсов и вебинаров.

Провели день мороженого в пиццерии, устали как собаки ))

После первой ступени

Бывает и так, что люди начинают работать редакторами уже на первой ступени.

Наташа Ганецкая, главред «Айти-эдженси»: «Вячеслав Демиш — наш автор. Пишет статьи для агентства, помогает с материалами для клиентов. Запустил свою страницу, где собрал и отсортировал образовательные рассылки. Из агентского: написал правила оформления гуглдоков».

Слава Демиш передаёт привет и хвастается страничкой


Саша Смолокурова
работала и работает в консалтинговом агентстве Paper Planes: «Хотя я за полтора года знакомства с Гларедом формально не изменилась в должности, очень сильно выросло и качество наших продуктов, и все что мы делаем. Я пришла молодым руководителем на курс по инфостилю, а теперь сама читаю вебинары клиентам. А Слава (Демиш) сначала с нами работал, я его нашла, еще когда он только начал учиться 🙂 Потом отпустили в „Айти-эдженси“»

Саша ведёт вебинар для клиента


Ася Репрева
написала в Телеграме: «Привет! Училась в школе редакторов на 1 ступени. До проекта была СЕО проекта про путешествия и развитие „Трип-сикретс“, сейчас работаю в сервисе по поиску попутчиков „Бипкар“ в „Мейл-ру“ и руковожу комьюнити-маркетингом».

Ася: «Это мы на Болотов-даче недавно»


Андрей Башта
учился на первой ступени. Пишет в Телеграме: «Я после Школы редакторов работал в „Финологе“ с Мишей Смоляновым, а также в „Партикуле“ с Андреем Ильинским». Вот его рассказ о проекте для «Партикулы» и для «Финолога» — здорово, когда есть портфолио с рассказами о проекте.

Андрей на отдыхе в Польше: «Путешествовать начал»


Татьяна Половинченко
в Телеграме: «Незадолго до окончания школы я нашла новую работу. Рассказ о школе и знания, полученные на ней, в этом очень помогли. Зарплата теперь отличается от зп на предыдущей ровно в два раза: 70 против 35. Такие дела»


Константин Серов
в Телеграме: «После того, как отправил вступительное задание и начал ждать начальный рейтинг студентов, со мной связался „Подряд“ и мы начали разговор про редполитику. Это было 14 декабря.

Занятия в школе начались 30 января, и уже 1 февраля мы начали работу по созданию редполитики. Учёба в школе помогала каждую неделю, особенно „Право“ и „Переговоры“.

Благодаря этим предметам смог сдать проект вовремя, и договорился о внедрении редполитики после её написания: сам составил договор по инфостилю. Это, в свою очередь, помогло продолжить учёбу уже живя в Таиланде.

Ещё могу сказать про учеников. Я платил помесячно, и на последний месяц не хватало денег. Я поговорил с Лерой Паниной, и уже мысленно попрощался со школой. Написал в чатик со всеми попрощаться, но Женя Воронцова подняла тревогу, и студенты коллективно скинулись мне на обучение, за что всем спасибо! Сейчас понимаю, как было бы хреново сдаться на последнем шаге и не закончить школу.

В школе больше всего развилось то, что болело: вёрстка, интерфейсы. Я и сейчас в этом профан, но уровень сильно вырос. Я хотя бы начал видеть отступы и сетку (сетка вообще откровение).

Я думаю, это добавило мне ценности как редактору, потому что могу делать небольшие проекты полностью сам — и текст написать, и промостраницу сверстать, и к CRM подключить.

Мечтаю попасть на вторую ступень со следующим набором».

От себя добавлю, что редполитика «Подряда» опубликована на сайте rdpk.ru

Костя: «Сейчас в Новосибирске, живу в хостеле и делаю новый проект — промостраницу для оптового направления Кемеровской компании „4 колеса“. На фото я пытаюсь расположить фотографии по сетке Горбунова»


Михаил Рыкун
откликнулся на моё приглашение в Телеграме: «Я из первого набора Школы редакторов. Закончил только первую ступень. Но это никак не мешает мне делать классные проекты.

4 года я развиваю своё агентстсво, в котором мы создаем маркетинговые материалы для бизнеса: сайты, презентации, маркетинг-киты, баннеры и т. д. А несколько месяцев назад я вписался в стартап biznzip.ru»

От себя добавлю: у Михаила была классная курсовая о выборе бананов.

Михаил Рыкун одновременно развивает два проекта

Встреча студентов первой ступени, из фейсбука Иры Усиченко

Так будет не у всех

Должен предупредить: окончание второй или третьей ступени не гарантирует, что вы сразу автоматически получите приглашение на интересную работу. Хотелось бы, но нет. Хорошо работают после школы те, кому интересно и хочется. Предложений будет много, но как вы ими распорядитесь и что выберете — зависит от вас.

Если вы участвуете в «Бирже Главреда», то за первую ступень вы получаете 50 баллов, за вторую — 75, за третью — 100, всего за три ступени — 225 баллов. Все выпускники школы выводятся наверху и получают заказы в первую очередь. Но получить заказ и выполнить его — не одно и то же. Поэтому здесь та же ситуация: заказов и предложений будет много, как вы ими распорядитесь — зависит от вас.

Я советую идти в школу в двух случаях:

  1. Вы хотите посвятить профессиональную жизнь редактуре, созданию информационных продуктов и запуску изданий. Если вам нравится работа сказителя, вы хотите влиять на мир через информацию и истории, если любите сидеть за компьютером, стоять за камерой или даже перед камерой.
  2. Вы занимаетесь чем-то другим (например, программированием), но хотите научиться редактуре, дизайну, управлению и переговорам, чтобы лучше делать свою нынешнюю работу.

До конца набора осталась неделя.

Если вы больше хотите заниматься дизайном, интерфейсом и визуализацией — лучше идите в Школу стажеров. Если интересна аналитика и маркетинг — в Школу менеджеров.

С чего начать статью

За три года в Т—Ж я отредактировал тысячу сто статей. Многие из них попадали ко мне сразу гениальными, но иногда приходилось придумывать интересное введение. Вот формула, по которой у меня получаются ровные и интересные введения.

Во введении нужно сделать три вещи, четвертая — по желанию:

  1. Привлечь внимание — начать с драмы, конфликта, чего-то неожиданного и необычного. Почему это интересно?
  2. Установить авторитет или доверие. Почему автору можно доверять?
  3. Обозначить пользу от статьи. Зачем ее читать?
  4. Обозначить структуру статьи в общих чертах, чтобы читатель потом не удивился, почему тут внезапно всплыла какая-то неожиданная тема

Например:

Я знаю всё о бросании курить — за последние двенадцать лет я делал это восемь раз. (неожиданность) Я пробовал пластыри, спреи, леденцы, жвачку, книги, гипноз, заговоры и однажды даже подержался за Аллена Карра. (авторитет) Вот мой рейтинг эффективности этих методов, от самых дурных до самых забористых (полезное действие + структура)

Вы умрете, я умру, все умрем. (неожиданно) Я работаю патологоанатомом в московской больнице и за последние 10 лет, кажется, я видел все варианты смерти. Но одного из них можно совершенно точно избежать (польза), если не делать одну глупую вещь (структура статьи — одна вещь).

За три года в Т—Ж я отредактировал тысячу сто статей (неожиданно + авторитет). Многие из них попадали ко мне в руки сразу гениальными, но иногда приходилось придумывать интересное введение. Вот формула, по которой у меня получаются ровные и интересные введения. (польза, структура)

Чего не надо делать во введении:

Не надо начинать с пословиц, поговорок, «доподлинно известно»
Не надо обобщать: каждая феминистка мечтает о равноправии; каждый мужчина мечтает о мотоцикле
Не надо подкатывать к читателю: замечали ли вы ход времени? Любите ли вы сыр? Скажите, а ваши родители — криптоинвесторы?
Не надо просто рассказывать о себе, если этот рассказ не устанавливает авторитет: «Я люблю ваниль, огурцы и пельмени „Дарья“» Ну и что?
Совершенно точно не стоит начинать с цитат из классиков

Внимание — авторитет — польза — структура. Всё.

Максим Ильяхов. Информационный стиль. Электронный учебник

Вопросы и ответы

Почему книга доступна только по подписке?

Наши книги — сервис. В книгах работает поиск, закладки, доступные на всех устройствах. Подписка питает создание новых книг, которые мы хотим сделать для улучшения мира и профессии, а не чтобы один раз заработать. Благодаря этой модели мы издаём то, что считаем правильным и нужным, а не то, что проще продать. Все наши книги обладают справочной ценностью, чтобы к ним хотелось вернуться для дела или удовольствия. Как только вы потеряете интерес или перестанете видеть пользу — просто отпишитесь.

Как подписаться?

Нажмите на кнопку «Подписка» в правом нижнем углу страницы книги.

Внизу страницы откроется панель, на которой мы попросим вас указать ваше имя, электронную почту и данные банковской карты. При этом вы сможете выбрать подписку себе или в подарок. После этого вы сможете нажать на кнопку «Подписаться» — деньги за первый год спишутся с карты. Вы или тот, кому вы дарите, получите письмо со ссылкой для доступа к книге.

Когда вы перейдёте по ссылке из письма, мы запомним вас на этом устройстве и вы сможете открывать книгу с её страницы.

На странице книг Издательства бюро можно увидеть, на какие из них вы подписаны. Рядом с каждой книгой, на которую вы подписаны, отображается зелёная галочка.

Если же вы уже указывали имя и карту ранее и вошли со своим адресом, вы сможете подписаться сами или подарить подписку знакомому одним нажатием на кнопку без дополнительного ввода данных и перехода по ссылке из письма.

Что делать, если книга не открывается?

После оформления подписки вы получили письмо со ссылкой для доступа к книге. Когда вы перейдёте по ссылке из письма, мы запомним вас на этом устройстве и вы сможете открывать книгу с её страницы. При этом запоминается история чтения, и книга открывается на последней прочитанной вами странице.

Но если наш сайт вас забывает, скорее всего, у вас не сохраняются куки. Это возможно в одном из двух случаев:

Что такое Бюросфера?

Бюросфера появилась как способ познакомиться с уважаемыми советчиками — постоянными посетителями раздела «Советы» на сайте бюро. Любой желающий может завести личную страницу в Бюросфере с рассказом о себе и о своих работах. Со временем Бюросфера стала способом авторизации и оформления покупок — у каждого пользователя Бюросферы появляется учётная запись на сайте бюро. Если вы просто хотите подписаться на книгу или купить другой продукт, необязательно что‑то писать о себе — оставьте страницу пустой. Мы не публикуем адреса электронной почты.

Все выпуски рассылки Главреда. Эксперимент

Читатели рассылки Главреда часто просят меня прислать ссылки на все письма разом. Я отказывал. Но сегодня все изменится. Впервые в истории я публикую все выпуски базового курса Главреда бесплатно, в свободном доступе, для всех. Это четырнадцать упоротых и суперполезных писем о тексте и редактуре с коллекционными иллюстрациями и странным юмором. Налетай:

Сохраните себе эти ссылки, пока не забыли.

Эксперимент

Когда я встречаю такие подборки в интернете (не на свои статьи, а на чужие), вот что я обычно делаю:

  1. Проверяю 1-2 ссылки
  2. Ставлю закладку
  3. Добавляю статью в список чтения
  4. Публикую ссылку в Твитере и Фейсбуке, чтобы все видели, какой я умный
  5. Закрываю эту страницу, чтобы прочитать 14 писем в свободное время

Через 15 минут я уже занимаюсь другими делами, зная, что эти ценные знания у меня под рукой. Но за месяц я так и не прочитаю ни одного из этих писем. А через месяц забуду, что где-то такое было. Так я ничего и не узнаю. Информация есть, а знаний — нет.

Доступность расслабляет

Вот бы мне сказали: «Максим, если ты не прочитаешь эти 14 уроков до 1 августа, то они пропадут навсегда, а скачать их никак нельзя». Тогда я бы отложил первый сезон «Настоящих людей» и стал бы жадно читать все уроки подряд. К понедельнику я бы управился и прокачал навык. У этих статей появилась бы срочность.

Но эти статьи не пропадут 1 августа. К чему напрягаться? Судьба человекоподобных роботов в Швеции меня сейчас волнует куда больше, чем тонкости редактуры. Еще и работа ждет, рассылки сами себя не напишут, совет в воскресенье выпускать. Короче, потом почитаю, сейчас не до этого.

Парадокс: когда эти уроки опубликованы и никуда не пропадают, читать их несрочно, поэтому никто никогда их не прочитает.

Их никто никогда не прочитает

Понятно, что в природе встречаются люди со стальной волей. Они, как роботы, будут читать по одному уроку каждый день, через две недели прокачают навыки и как ни в чем не бывало продолжат смотреть «Настоящих людей». Вот это воля.

Я мысленно преклоняюсь перед волевыми людьми, но лично ни с одним не знаком. Все, кого я знаю, даже после этого поста, даже на спор, даже после этой фразы про спор — не прочитают все 14 уроков. Потому что читать эти уроки несрочно. А несрочно — все равно что никогда.

Я выложил ссылки на 14 уроков, но это — иллюзия. В таком виде уроки бесполезны.

Как правильно

Чтобы чему-то научиться и получить результат, нужно создать для себя систему обучения: чтобы что-то внешнее заставляло тебя заниматься. В школе это уроки, дневник и страх наказания. В университете это сессии. На работе — давление начальства. Даже в нашем ультралиберальном и мегамотивированном дизайн-бюро есть структура, которая заставляет тебя расти.

Чтобы научиться, нужна система принуждения

В Школе редакторов студенты получают 60-70 часов лекций по шести дисциплинам. Это нереально отсмотреть за один присест, тем более — усвоить. Если я вам сейчас выложу все 70 часов видео, вы с этой махиной просто ничего не сделаете.

Чтобы студенты смотрели лекции и усваивали материал, первая ступень разделена на этапы. Чтобы пройти этап, студенты сдают тесты. Не посмотрел лекцию — не сдал тест — упал в рейтинге. Слишком низкий рейтинг — не попадаешь на следующую ступень. Рейтинговый террор заставляет выделять время на учебу. Никто не хочет болтаться в конце рейтинга.

Сила школы — не в материале. Среди материалов школы нет ничего, что не было бы в одном из двух тысяч советов, которые бюро издает уже восемь лет. И эти советы никуда не пропадут. Материал есть, бери и пользуйся.

Сила школы — в системе обучения. На первой ступени ты учишься выделять время на развитие в профессии. На второй — решать задачи и соблюдать сроки. На третьей ступени ты пашешь, как черт, и выходишь закаленным бойцом.

Профессиональный рост происходит не потому, что тебе отгрузили сто гигабайт лекций. Профессиональный рост — это когда ты целенаправленно пашешь. И школа создает для этого условия. Поступайте, осталось 3 дня.

P. S. Я анонсировал в Школе редакторов вебинары: теперь на первой ступени студенты приходят ко мне на занятия и задают вопросы, а я показываю практику редактуры. Это для тех, кому мало 60 часов лекций.

Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о